|
\СИММАХ Квинт Аврелий (340-402)
1) Римский государственный деятель из старой знат-
ной семьи Симмахов, противник христианства, хотя и
был другом АВЗОНИЯ, а Св. Августина рекомендовал
главою риторов в Милане. Симмах боролся за возрожде-
ние римской веры и сохранение римского культурного
наследия. Он был префектом столицы, позднее
(393) - консулом, настойчиво добивался восстановле-
ния алтаря Виктории в зале сената. В этой борьбе
Симмах потерпел поражение от христианской партии,
лидером которой был Св. Амвросий. Опубликован-
ные письма (<Послания>) Симмаха сохранились пол-
ностью - девять книг личной переписки, и хнига реля-
ций.
2) Потомок Симмаха с тем же именем. Был сенато-
ром, ученым, тестем БОЭЦИЯ. Он служил остготскому
королю Теодориху/но по подозрению в связях с визан-
тийским двором был репрессирован и после долгого
заключения казнен вместе с Боэцием. Мы имеем лако-
ничную оценку Гиббона поздних угрызений совести
Теодориха, его раскаяний, выраженных в своеобразной,
довольно иносказательной форме.
\СИМОНИД (ок. 556 - ок. 468 до н. э.)
Греческий лирический поэт с острова Кеос, живший
при дворах правителей - в Афинах, а позже на Сици-
лии; дядя ВАКХИЛИДА и друг ФЕМИСТОКЛА. В своих
стихах Симонид прославлял победы греков над персами,
величал победителей на спортивных играх, писал эпи-
граммы, застольные песни и гимны. До нас дошли лишь
фрагменты его поэмы (см. ДАНАЯ) и некоторые эпи-
граммы, из которых наиболее популярна в наши дни его
эпитафия на могиле погибших при Фермопилах греков,
сражавшихся под предводительством ЛЕОНИДА:
<Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли>.
\СИМПОСИЙ (<пиршество>)
В классической Греции симпосий был пирушкой, на
которой меньше пили, а больше развлекались, вели дру-
жеские и философские беседы. Вино смешивали с водой,
вечер сопровождался музыкой, игрой на флейтах, при-
сутствием гетер, украшенных гирляндами цветов, а
также состязаниями в песнях и загадках. Атмосфера,
сюжеты этих увеселений отражаются в поэзии (АНА-
КРЕОН), а также в рисунках на вазах. Как литератур-
ная форма симпосий продолжает традиции открытой
дискуссии и приятной беседы на этих вечерах. Диалог
Платона <Пир> - это обрамление для дебатов о любви,
утверждения превосходства духовной (так называемой
платонической) любви над плотской любовью. Симпосий
Ксенофонта - собрание притч о Сократе. Развитие
жанра в последующие времена связано с именами ПЛУ-
ТАРХА, АВЛА ГЕЛЛИЯ, МАКРОБИЯ, Аристофана и
Лукиана (сатира), Петрония (пародия). Сегодня симпо-
сий как жанр чаще всего не более, чем обмен мнениями,
который если и подогревается вином, то в экспрессив-
ных целях. Жанр же сколии (застольной песни) практи-
чески забыт.
\СИНОН
Греческий воин, участник Троянской войны, не упо-
минаемый Гомером, но, согласно троянским легендам,
позволил взять себя в плен, притворившись дезертиром;
он убедил троянцев втащить в город деревянного коня.
Дождавшись ночи, Синон выпустил спрятавшихся
внутри греков. Синон известен, главным образом,
по второй книге <Энеиды> Вергилия, и его имя ино-
гда употребляют как символ предательства. В <Боже-
ственной комедии> Данте <троянский грек и лжец
Синон> пребывает в муках Ада среди <поддельщиков
слов>.
\СИРЕНЫ
У Гомера - это две сестры (позже их число меня-
лось), которые завлекали своим пением моряков, наводя
их корабли на островные скалы. Сам остров усеян ко-
|
|