|
шихся от этого храма можно и сегодня увидеть на
Форуме. Празднества Сатурна - сатурналии - про-
водились ежегодно 17 декабря: в этот и последующие
5-7 дней отпускали на свободу рабов, обменивались
подарками, жгли свечи и выбирали <королеву бала>.
В 4 в. н.э. сатурналии были приурочены к празднова-
ниям Рождества и Нового года. У римских поэтов эпоха
правления Сатурна обычно отождествляется с ЗОЛО-
ТЫМ ВЕКОМ.
\СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ Гай (ок. 69-140)
Римский историк, писатель, биограф, друг и коррес-
пондент Плиния Младшего, личный секретарь импера-
тора Адриана. Все его работы по естественной науке и
классической древности не сохранились, за исключе-
нием некоторых фрагментов, в частности трактата
<О знаменитых мужах>. Полностью дошел до нас лишь
его труд <Жизнеописания знаменитых Цезарей> (от
Юлия Цезаря до Домициана), считавшийся в средние
века образцом жанра биографии. Так, сочинение Эйн-
гарда <Жизнь Карла Великого> написано в традициях,
заложенных Светонием: сначала излагается история
рода и ранние годы жизни героя, затем его общест-
венная или государственная карьера, физический фено-
мен и, наконец, его частная жизнь. Биографии Свето-
ния, колоритные изображениями пороков его героев,
снискали Светонию репутацию сплетника, но на самом
деле факты (или слухи), собранные писателем, изна-
чально призваны развлекать читателя, они зачастую
откровенно анекдотичны, но при всем при этом орга-
нично уживаются с историческими фактами, весьма
выпукло рисуют конкретную эпоху и стиль жизни.
В какой-то мере он положил начало жанру <светской
хроники>.
\СВИДА (правильнее СУДА)
Искаженное название самого обширного греческого
лексикона или литературной энциклопедии, составлен-
ной в конце 10 в. н.э. Автор неизвестен. Лексикон
содержит не только толкования редких слов, но и персо-
налии, посвященные античным авторам, а также мате-
риалы по истории Византии. Архиепископ Евстафий
Фессалоникский ошибочно счел название трактата име-
нем его автора (Свида). Слово <свида> может означать
<крепость>, <свайная постройка>.
\СЕЛЕНА
Богиня луны, возможно, восточного происхождения.
Греки отождествляли Селену с Артемидой, а римляне -
с Дианой или древней италийской богиней Луной, кроме
того и греки и римляне отождествляли ее с ГЕКАТОЙ.
Ее возлюбленным считался Эндимион. Полагали, что
Селена покровительствует колдовству и способна вызы-
вать любовные чары. Как и у богини утренней зари Эос,
у Селены была упряжка лошадей, на которых она путе-
шествовала по небу. Подобное изображение сохрани-
лось на восточном фронтоне Парфенона.
\СЕМЕЛА
Дочь фиванского царя Кадма, родившая от Зевса
бога Диониса. Согласно легенде, которую передают
Еврипид (<Вакханки>) и Овидий, Семела по злоумыш-
ленному совету ревнивой Геры попросила своего любов-
ника Зевса явиться в своем настоящем облике. Тот
предстал перед ней среди молний и грома, и испепелил
Семелу, а не успевшего родиться младенца Зевс зашил
себе в бедро и выносил (см. ДИОНИС). Имя
Семелы - не греческого происхождения: возможно, что
это переделанное имя СЕЛЕНЫ.
Известно много изображений Зевса и Семелы, в осо-
бенности у Тинторетто. По мотивам легенды Гайдн соз-
дал ораторию.
\<СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ>
Героический эпизод фиванского эпоса, относящийся
ко временам ЭТЕОКЛА. Все участники перечислены в
трагедии Эсхила <Семеро против Фив>, а также в траге-
диях Еврипида <Финикиянки> и <Просительницы> сле-
дующим образом: АДРАСТ, АМФИАРАЙ, КАПАНЕЙ,
|
|