|
\ПРОТАГОР (ок. 485- ок. 415 до н. э.)
Греческий софист из фракийского города Абдеры,
профессиональный учитель добродетели, которую он
понимал как умение достигать поставленных целей -
эта точка зрения подвергнута критике Сократом в пла-
тоновском диалоге <Протагор>. Протагор был агности-
ком и считал, что никакое знание не может выйти за
пределы человеческой субъективности. Эту мысль он
выражал с помощью популярного до сих пор афоризма:
<Человек-мера всех вещей>. В 416 в Афинах Прота-
гор был обвинен в бесчестии и безбожии и изгнан.
Согласно преданию, он вскоре погиб во время корабле-
крушения.
\ПРОТЕЙ
Младшее морское божество, пастух тюленей и мор-
ских чудовищ, обладающий полученными от своего отца
Посейдона даром предвидения и способностью изменять
свой облик. Считалось, что Протей живет в морской
пещере на острове Фаросе, расположенном неподалеку
от дельты Нила. К Протею за советом обращается
Менелай в <Одиссее> Гомера и АРИСТЕЙ в четвертой
<Георгике> Вергилия.
\ПРУДЕНЦИЙ, Аврелий Пруденций Клемент (348- ок.
410)
Христианский римский поэт из Испании. Самые
известные произведения Пруденция - это его <Катеме-
ринон> (<Ежедневник>), представляющий собой сборник
гимнов для каждодневных молитв, и его <Психомахия>
(<Сражение за душу>) - аллегорическая поэма, пред-
ставляющая в эпическом жанре сражение добродетели с
пороками, весьма популярная в средние века. В поэзии
Пруденция синтезировались античная культура и хри-
стианские принципы.
\ПСИХЕЯ (<душа>)
У Гомера души умерших в Подземном царстве
выглядят как живые люди, и только под влиянием
орфизма возобладало мнение, что души бесплотны и
отличны от материального тела. На греческих гробни-
цах душу часто изображали в виде птицы, а позже - в
виде бабочки. Знаменитый платоновский образ души-
колесницы, управляемый Эросом (<Федр>) устанавли-
вает тесную связь между душой и любовью, однако
характерную для народных сказок персонификацию
души в виде девушки Психеи, к которой ночью прихо-
дит ее любовник Эрос-Купидон, мы впервые встречаем
у АПУЛЕЯ в <Золотом Осле>. Психее запрещено смот-
реть на Купидона, но однажды она не выдерживает и
ночью зажигает лампу и подносит к его лицу. Горячее
масло капает из лампы на Купидона и он, проснувшись,
исчезает и в следующую ночь уже не приходит. Психея
ищет Купидона по всему свету, пока Зевс, пожалев
любовников, не позволяет им вновь встретиться. Часто
эту легенду трактовали как аллегорию жизненного пути
и воссоединения с божеством после смерти. Легенда о
Психее привлекла к себе внимание поэтов, художников
и скульпторов. По многочисленным римским копиям
известна знаменитая скульптурная группа <Изобретение
поцелуя>. Эта легенда пользовалась особой популяр-
ностью в эпоху Ренессанса - ложа Психеи во дворце
Фарнезе в Риме украшена декорациями с изображе-
ниями легендарных сюжетов работы Рафаэля. Нельзя не
вспомнить скульптурные группы работы Кановы и
Родена. Так, Ките называл Психею <последним в олим-
пийской иерархии, но самым сладким видением>; к теме
Психеи обращались Кальдерон, Лафонтен, Мольер,
Батюшков, а Мандельштам посвятил Психее такие
стихи:
<Когда Психея-жизнь спускается к теням,
в полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
слепая ласточка бросается к ногам
с стигийской нежностью и веткою зеленой>.
\ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (ок. 83-ок. 161)
Греческий географ из Александрии, занимавшийся
также математикой, теорией музыки и астрономией.
Птолемей известен, главным образом, благодаря своей
|
|