Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Бетти Редис - Кто есть кто в античном мире.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 148
 <<-
 
\ПРОМЕТЕЙ (<предвидящий>)
В греческих легендах раннего происхождения -
титан, о котором Гесиод рассказывает две истории:

а) Прометей создал из глины первого человека, на-
учил его ремеслам, дал ему огонь, который сам украл
у Зевса, вынеся искорку в полом стебле тростника.
Чтобы наказать человека за прегрешения, Зевс послал
ему ПАНДОРУ. Когда Павсаний путешествовал по
Фокиде, ему показывали огромную глыбу, измазанную
глиной, которая, как уверяли местные жители, пахла
человеческой плотью и была, по их мнению, оставшимся
после творения человека материалом.

б) Зевс также наказал Прометея: приковал его к
скале на Кавказе и ежедневно присылал орла - клевать
печень Прометея. На эту тему написана трагедия
Эсхила <Прометей прикованный>. По версии Эсхила,
Зевс наказывает Прометея не только за то, что он украл
у него огонь, но и за то, что он отказался раскрыть
Зевсу тайну его будущего, т. е. тайну его свержения.
У Эсхила Прометей является символом противления
человека новой власти олимпийских богов, пришедших
на смену древним хтоническим божествам. В последней,
утерянной, части трилогии Эсхила Прометея освобож-
дает Геракл. Ту же тему развивает Шелли в <Освобож-
денном Прометее>: знания, переданные Прометеем
людям, дают им свободу и возможность жить во взаим-
ной любви.

Образ Прометея как творца человека и страдающего
героя, воплотившего в себе свободу, привлекал совер-
шенно различных авторов. Так, ранние Отцы Церкви
видели в мучениях Прометея символическое отражение
Христовых Страстей, а Тертуллиан даже называл
Христа <истинным Прометеем>. Для Байрона, как и для
Шелли, Прометей был прежде всего борцом за свободу,
в то время как Гете подчеркивает момент сострадания
Прометея к несчастному человечеству. Образ Прометея
вдохновлял также Бетховена, Листа, Скрябина. Андре
Жид в своем <Прометее прикованном> трактует древ-
нюю легенду с характерным модернистским уклоном:
Прометей получает мазохистское удовольствие от
пытки, которую придумал для него Зевс.

Пьеро ди Козимо изобразил Прометея как творца
человека, ожидающего своего истинного наказания -
человеческой цивилизации, которая, как библейское
Древо Познания, приносит плоды греха. Прометея
изображали также Тициан, Микеланджело, Рубене и
Иордане.

\ПРОПЕРЦИЙ Секст (ок. 50- ок. 16 до н. э.)
Римский поэт-элегик родом из Ассизия, живший в
Риме. До нас дошли четыре книги стихов Пропорция,
являющихся уникальным памятником античной литера-
туры. Проперций с необыкновенной психологической
точностью и выразительностью описывает свою страсть
к ЦИНТИИ, умело придавая известным латинским сло-
вам и выражениям совершенно новые значения. Много-
численные мифологические аллюзии Пропорция могут
показаться сложными для современного читателя, но на
самом деле они не сложнее, чем у Элиста или Паунда,
Фета или Мандельштама. Поэтическое настроение у
Пропорция может несколько раз меняться на протяже-
нии одного стихотворения, отражая как присущее ему
острое ощущение неизбежности смерти, так и его тон-
кое чувство комичного. В своих поздних стихах Пропор-
ций говорит, что хотел бы быть римским КАЛЛИМА-
ХОМ, в том смысле, что он предпочитает писать корот-
кие стихотворения, а не длинные эпические поэмы; с
александрийскими поэтами его сближает также широкое
использование аллюзий. В средние века поэта почти не
знали. Эпоха Возрождения открыла поэта заново. Гете
признавал сильное влияние Пропорция, что подтверж-
дается его <Римскими Элегиями>. В 20 в. опыт творче-
ского прочтения Пропорция представил Эзра Паунд в
своей книге <Дань Сексту Проперцию>.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 148
 <<-