|
Иван Рак
Энциклопедия - Мифы древнего Египта
Сказания о сотворении мира
Гелиопольская космогония
Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был,
однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не
утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового
центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V
династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского
пантеона - особенно популярными во всей стране. Египетское название города -
Иуну ("Город Столбов") связано с культом обелисков.
В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная
водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало
покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.
Но однажды из Океана появился бог Атум - первый бог во вселенной.
Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал
искать в Первозданном Океане твердое место - какой-нибудь островок, но вокруг
не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм
Бен-Бен - Изначальный Холм.
Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг
Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.
Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде
всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и
ветра? - ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако,
если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет
немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность
совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и
законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню,
которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон.
Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил
к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре
выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мирового
порядка.
Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: "Да возрастут они!". И Атум вдохнул в
своих детей Ка.
Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети
Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё
Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его
"Великолепным". Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их
обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и
превратились в людей.
По другой (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской
космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте,
людей и их Ка вылепил из глины барано-головый бог Хнум, главный демиург в
элефантинской космогонии.
Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте.
Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую
миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат
миропорядка.
С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а
потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде
кобры называется у ре и. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает
ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем
самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.
В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается
изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворённая. В начале
мироздания Вену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме
Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).
На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя - святилище
Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков,
покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в
полдень.
От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его
сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила - Осириса (егип. Усир(е)), Хора,
|
|