|
[Я возложила руки на умирающего ребёнка и сказала:] - Уйди, яд Тефена, сойди на
землю, не продвигайся далее. <...> Я Исида божественная, Владычица Чар,
творящая чары, превосходная речами. Послушна мне всякая ядовитая тварь. <...>
Отступи, уйди, поверни вспять, яд! <...>
О, живо дитя! И мёртв яд! Жив Ра! И мёртв яд! Как был исцелён Хор для матери
своей Исиды, так исцелится и тот, кто страдает! <...> Ячменный хлеб уничтожил
яд, и он ушёл. Соль же, [смешанная] с чесноком, отвратила жар и изгнала его из
тела".
Но если, несмотря даже на все эти предосторожности, несчастье всё-таки
произойдёт, надо посылать за лекарем. На помощь магу-врачевателю и больному
придут Тот, Хор, покровительница магии - "Великая чарами" Исида, Анубис -
знаток лекарственных трав, Хонсу и Неферхотеп. В том случае, если беда
случилась в области Ашеру, священном округе Карнакского храма, к ним
присоединится богиня Мут, супруга Амона(-Ра), мать Хонсу, вместе с которыми она
составляет Фиванскую Триаду, покровительница Ашеру и воплощение Ока Уаджет (илл.
на с. .).
Хонсу, как и его ипостась Неферхотеп ("Прекрасный доволен"), - лунные боги.
Неферхотеп носит Объединённую корону, а Хонсу увенчан серебряным диском - Луной,
и короной "атеф". Бог луны, Хонсу ассоциируется с Тотом и поэтому тоже
считается богом мудрости и "Владыкой времени". Он также бог-лекарь, помощник в
приготовлении целебных зелий, и бог правды. В Карнакском храме находится его
оракул.
Покровительствуемый Исидой и остальными богами, лекарь-чародей прочитает над
больным один из магических текстов - об Исиде и Ра, если больной пострадал от
укуса змеи, либо о Харпократе в болотах Дельты, если его ужалил скорпион. Чтобы
злой демон испугался и удалился прочь, надо убедить его, что перед ним не
простой смертный, а бог. Для этого чтение магического текста надо закончить,
например, так:
"Уходи, яд, выйди из Ра. Пусть Око Хора, выходящее из бога, засияет золотом на
его устах. Я делаю так, чтобы яд упал на землю, ибо он побежден. <...> Да будет
жить Ра, и да погибнет яд. Пусть погибнет яд и будет жить Ра".
Можно применить и другое средство: написать заклинание на куске полотна и
повесить, как амулет, на шею. Либо растворить сделанную краской надпись в
ячменном пиве и дать выпить пострадавшему.
Учеба. Работа. Женитьба.
Когда мальчик достигнет школьного возраста, его отдадут учиться в школу при
каком-нибудь храме, под опеку мудрых жрецов. Там он изучит основы геометрии,
астрономии, магии, познакомится с географией, научится писать и считать. В
усвоении всех этих наук ему помогут Птах, Сешет, Хонсу, Неферхотеп, бог
мудрости и луны Аах, сын Птаха - зодчий Имхотеп, бог-фараон Аменхотеп III и,
конечно. Тот.
По окончании школы можно продолжить обучение. Тогда из мальчика - теперь уже
юноши - сделают настоящего мудреца-учёного, мастера того ремесла или знатока
того дела, каким он будет заниматься. Если, к примеру, он решил посвятить себя
медицине, то он узнает от жрецов все волшебные заклинания и научится делать
сложнейшие операции.
Можно стать высекателем саркофагов, рельефов и статуй для Ба и работать в
Фиванском или Мемфисском некрополе. В этом случае покровителями египтянина
станут богиня Мерит-Сегер (в Фиванском некрополе - "Долине Царей") или Сокар (в
Мемфисском некрополе - "Ро-Сетау").
Мерит-Сегер - "Любящая безмолвие" - суровая, но справедливая богиня. Она
преследует осквернителей святынь, грабителей гробниц, грешников, насылая на них
смертельные недуги. Если же её прогневает кто-либо из камнетёсов некрополя, она
поразит его слепотой.
Во время строительства гробницы под начало главного зодчего будет отдано
несколько человек подмастерий - свободных граждан Египта, и человек
десять-пятнадцать рабов. Чтобы рабы хорошо трудились, надо о них заботиться:
сытно кормить, не перегружать непосильной работой и время от времени давать им
отдых. Жрецы утверждают, что труд раба наиболее выгоден хозяину, если невольник
работает шесть дней по десять-двенадцать часов, а на седьмой день отдыхает.
Когда египтянин захочет обзавестись семьей, в этом ему помогут Хатхор, Таурт,
Бэсы, Исида - покровительница материнства и домашнего очага, и богиня Баст.
Баст(ет) - богиня-кошка, дочь Ра и его помощница в борьбе с Апопом, богиня
веселья и любви. Египтяне устраивают в её честь пышные празднества.
|
|