|
его отца Осириса.
Привели Хора и под общее ликование увенчали его Короной Владыки.
- Ты благой царь Египта, - торжественно провозгласили боги Девятки, обращаясь к
Хору. - Ты добрый Владыка - да будешь ты жив, невредим, здрав - всех земель во
веки веков. - Но как нам поступить с Сетом? - спросил Птах-Татанён. - Пусть
отдадут его мне, - ответил Ра-Хорахте. - Да будет он восседать вместе со мной и
станет мне сыном, пусть он гремит в небесах и устрашает всех <...>. А сан
владыки достался Хору. Ликуйте же и падите ниц перед ним!
И собрали [боги] гирлянды цветов, когда узрели Хора, сына Исиды, ставшего
Великим Владыкой, - да будет он жив, невредим, здрав. Сердца Девятки богов
довольны, и вся земля ликует при виде Хора, сына Исиды, принявшего сан отца
своего Осириса, владыки Бусириса.
Вступив в права земного владыки, Хор объединил Север и Юг - Нижний и Верхний
Египет и получил титул Харсомт (греч.; егип. Хор-сма-тауи) - "Хор -
объединитель Двух Земель". Он восстановил миропорядок Маат, правосудие, заново
отстроил храмы и святилища, разрушенные Сетом. Когда же кончился Золотой век и
земной престол перешёл к "воплощениям Хора" - фараонам, Хор, оставив трон Двух
Земель на их попечение, присоединился к свите Ра в Ладье Вечности.
(В так называемом "Туринском царском каноне" (XIII в. до н.э.) сообщается, что
Хор царствовал на земле 300 лет, и далее упоминаются эпохи царствований: Тота
(7726 лет), Маат (3140 лет) и Птаха. Соответствующие мифы неизвестны)
Хор провожает умерших на Суд - Осириса, иногда взвешивает сердца покойных на
Весах Истины вместе с Анубисом и Тотом. Он - супруг Хатхор, хотя есть у него и
другие жёны. Хатхор родила Хору Айхи (Ихи), бога музыки.
Мирный исход борьбы Сета и Хора
Версия мирного исхода борьбы Сета и Хора за египетский престол дошла в
единственном варианте, изложенном в тексте "Стелы Шабаки". По-видимому, эта
версия является даже не просто редким мифом из цикла о Сете и Хоре, а
исключением в египетской мифологии.
В конце своего земного царствования Геб отрекся от престола и завещал Нижний
Египет Хору, а Верхний - Сету, сказав:
- Я разделил вас - Верхний и Нижний Египет. Но когда Хор и Сет вступили в свои
права, Гебу показалось, что он поступил несправедливо, уравняв Хора и Сета:
ведь Хор был сыном его первородного сына - Осириса. И Геб сказал Девятке богов:
- Я назначил Хора первородным.
Так Хор стал владыкой всего Египта. Он объединил Север и Юг, и возникли на
голове его Обе Короны Великие Чарами <...> И стало так, что тростник и папирус
были водружены на двойных вратах дома Птаха. Это Хор и Сет - умиротворённые и
объединённые. Они сплотились, дабы положить конец их борьбе в любом месте <...>.
Анубис против Сета
При жизни Осириса его свиту возглавлял добрый демон Имахуэманх - человек с
головой сокола, вооружённый двумя огромными, остро отточенными ножами. Ему
подчинялся Другой демон - Джесертеп, защитник Осириса. Упуаут и Анубис были
верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. После гибели Осириса вся четвёрка
вступила в непримиримую борьбу с Сетом.
Однажды Джесертеп следил за главой сообщников Сета - демоном Демибом, который
рыскал по болотам Дельты в поисках мумии Осириса: он хотел уничтожить её по
приказу своего хозяина Сета. Но, почуяв слежку, Демиб бежал. Тогда четвёрка во
главе с Имахуэманхом пустилась в погоню. Демиб был схвачен, и Имахуэманх
отрубил ему голову своим острым ножом - так, что Демиб омылся [собственной]
кровью.
Сет решил вызволить останки своего друга и предать их почётному погребению.
Чтобы не быть узнанным, он принял облик Анубиса и в таком виде проник в болота
Дельты. Стражу он миновал беспрепятственно; собрал в мешок разрубленное тело
Демиба и хотел уже было так же незаметно скрыться, но его увидели Анубис и Хор.
Они бросились в погоню и настигли Сета. Завязалось сражение, - и неизвестно,
чем бы оно закончилось, если б на помощь Анубису и Хору не подоспел Тот. Бог
мудрости и колдовства произнёс магическое заклинание и поверг Сета на землю.
Анубис связал Сету руки и ноги и поместил под Осирисом как сиденье. Затем Исида
расчленила Сета, вонзив свои зубы в спину его <...>. И сказал Ра:
- <...> Пусть будет предназначен [Осирису] Сет как сиденье. Воистину [пусть
|
|