Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. - Психологическая энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1434
 <<-
 
 процедура вмешательства должна быть направлена на блокирование таких связей.
    Хорошо обоснованной парадигмой классического обусловливания, к-рая может 
быть использована для достижения этого эффекта, является зашумление 
(overshadowing). Вместо одиночного УР с БР сочетается комбинации раздражителей. 
Обычно эти раздражители обозначают как УР1 и УР2. Если УР1 действует вместе с 
БР, условно-рефлекторная реакция будет сильной; т. е. если медсестра протирает 
кожу спиртом (УР) перед XT (БР), у пациента может возникнуть тошнота (как 
условно-рефлекторная реакция) до того, как БР прямо воздействует на 
желудочно-кишечный тракт и/или химиорецепторную пусковую зону в мозгу. Если, 
однако, вместе с запахом спирта (УР1) использовать какой-то редкий и сильный 
запах или вкус (УР2), тогда УР1 будет зашумлен УР2. Др. словами, новый УР 
препятствует образованию связи между внутренней репрезентацией запаха спирта и 
БР. Время от времени УР2 следует менять, поскольку он может сам стать стимулом, 
способным вызвать условно-рефлекторную реакцию. Следует учесть, что антиэметики,
 даваемые с целью предотвращения тошноты и рвоты, могут приобрести свойства УР, 
сигнализируя о введении цитостатика и, т. о., оказываясь связанными с XT.
    Эффективность зашумления подтверждена условно-рефлекторным лечением 
отсутствия аппетита у раковых больных. Пациенты, получающие пищу с новым вкусом 
перед XT, реже отказываются от питания в клинике.
    См. также Метод антиципации, Классическое обусловливание, Локус контроля
    С. Клостерхальфен
    
   Антропология (anthropology)
    
    А., или наука о человеке, — это ярлык, к-рый вполне можно было бы 
прикрепить к тому, что принято называть психологией. Подобно психологии, А. 
развивалась как широкая дисциплина, посвященная научному изучению человека; как 
и психология, А. является разнородной дисциплиной, представителей к-рой не 
всегда можно четко отличить от представителей др. дисциплин, занимающихся 
научным изучением человека.
    То, что наиболее последовательно отличает А. от родственных ей дисциплин, — 
это ее сосредоточение на сравнении об-в друг с другом (в особенности 
дописьменных или т. н. «примитивных» об-в), интерес, выражающийся как в 
тщательном описании характеристик конкретных об-в, так и в формулировании 
принципов, к-рые отражают фактическое знание о вариациях этих характеристик в 
различных об-вах. Этот интерес по-разному проявляется в трех широких 
субдисциплинах:
    1. Археологии, или учении о предыстории челов. об-в, опирающемся на выводы, 
сделанные на основе физ. свидетельств их существования, получаемых в результате 
раскопок.
    2. Физической А., или изучения происхождения челов. групп путем исслед. 
распределения физ. характеристик (включ. не только макроскопические, но и 
микроскопические характеристики, такие как хим. состав крови и гены) и 
сравнительного изучения др. видов, родственных челов. виду генетически или по 
условиям жизни. Межвидовое сравнение распространяется на поведенческие исслед., 
к-рые сходны с нек-рыми видами исслед. в сравнительной психологии и зоологии 
поведения.
    3. Социокультурной А., к-рая занимается изучением культурной и соц. 
структуры челов. об-в. Наряду с различными специальными областями сюда входит 
тж антропологическая лингвистика, представители к-рой имеют гораздо больше 
общего с лингвистами, чем с др. категориями антропологов.
    Все эти субдисциплины А. потенциально релевантны тому или иному аспекту 
психологии. Остальная часть этой статьи, однако, будет посвящена рассмотрению 
социокультурной А., к-рая имеет наиболее развитые взаимосвязи с психологией и 
подчеркивает свою релевантность психологии. С научным введением в большинство 
разделов социальной и культурной А. можно ознакомиться в учебнике под ред. 
Хонигманна.
   Антропологический метод
    Антропологи располагают большим набором методов исслед., часть к-рых была 
заимствована ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно 
антропологическим методом являются полевые исслед., к-рые предполагают 
проживание исследователя в изучаемом им об-ве на протяжении продолжительного 
периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни; 
наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в 
ней активное участие, и интервьюирование членов этого об-ва не только как 
конкретных людей, изучаемых с определенными целями, но и как информантов — т. е.
, носителей информ. об об-ве, его повседневной жизни и верованиях.
   Антропологическая теория
    Б. ч. антропологической теории связана с попытками объяснения истории 
культуры. В основе большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее 
разнообразные и порой неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком 
упрощенную картину развития культуры как последовательного прохождения через 
ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход б. ч. уступил место 
функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие успешно 
развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи 
могут обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с 
идеями многих психол. теорий, и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство,
 что нек-рые исследователи-антропологи находили полезным для себя использовать 
понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих объяснений культуры. 
Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к психол. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1434
 <<-