|
«остров», поднявшийся из глубин океана. Юнг представляет себе истинный центр
души в виде созидательного источника, из к-рого появляется жизнь и начинается
развитие, и этим источником (одновременно и парадоксально уникальным, и
универсальным, биолог. и трансцендентальным) является Самость.
Понятие бессознательного у Юнга включает индивидуальную сферу личного
бессознательного, производного от впечатлений детства, но простирается дальше
этого в океанические глубины коллективного бессознательного (тж называемого
объективной душой в отличие от личной и субъективной), к-рое поддерживает связь
индивидуума с трансцендентным Источником его уникального созидательного
потенциала и обеспечивает ему доступ к психол. наследию челов. опыта с
незапамятных первобытных времен. Язык бессознательного — это символические
образы, представляющие «неосязаемую» внутреннюю реальность как если бы она была
нарисованной сценой. Символический модус применим к тому, что никогда не м. б.
познано полностью, и эссенциальная тайна челов. души уважается в психологии
Юнга. Загадочный аспект сновидений рассматривается не как рез-т цензуры Я, а
как следствие нашей несведущности в первичном языке, сочетающейся с
эссенциальной тайной принципиально непознаваемого.
Если в сновидениях, приходящих с уровня личного бессознательного, в
качестве выразительных средств используются знакомые люди и знакомые места, то
темы за пределами уровня личного опыта передаются через архетипические образы,
проникшие во все мировые мифологии, к-рые в символической форме отображают
эволюцию челов. души.
Хотя Самость составляет архетипическую Тотальность и несет в себе
центральный организующий принцип души, она слишком всеобъемлюща для
непосредственных встреч с Я, и потому такие контакты с архетипическим миром
осуществляются в основном через персону, тень и аниму или анимус. В то время
как Самость воплощает архетипическую гармонию, к к-рой люди стремятся в попытке
достичь единства противоположностей, более имманентные архетипические силы
выражают парадоксальную природу жизни как противоположностей, требующих
примирения.
Персона и тень составляют пару противоположностей. Несмотря на свои корни,
связанные с архетипической необходимостью коллективной культурной адаптации,
персона развивается ближе к сознанию, чем др. архетипические силы, и создает
соц. маску, соотв. соц. ролям. Эта маска принимает окончательный вид в процессе
отношений с представителями коллективной власти. В оппозиции к персоне
находится тень, составленная отчасти из личных качеств, вытесненных из сознания
в процессе формирования комплексов, в сочетании с архетипическими ядрами,
несущими в себе как темноту всемирного «зла», так и творческий потенциал
порождающей энергии.
Психол. трудности усиливаются поляризацией между персоной и тенью.
Индивидуум, идентифицирующийся с идеализируемыми образами персоны, подвергается
опасности прорывов из отвергнутого и забытого царства тени, к-рое усиливается
как внутренний враг вследствие недостатка осознания и связанности с Я. Проникая
в сознание либо путем проекции на др. людей, либо через образы сновидений и
продукты фантазий, тень является незваным гостем, к-рый тем не менее приносит
возможность облегчения индивидуации, открывая двери бессознательного, ведущие к
тому, что требует освобождения и преобразования.
Юнг обозначает мужской принцип в душе женщины термином «анимус», а женский
принцип в душе мужчины — термином «анима». Преодолевая расстояние между землей
(феминность) и духом (маскулинность), половая полярность несет в себе базисный
творческий динамизм побуждения к индивидуации. Аналогично положительным и
отрицательным электрическим зарядам, половые противоположности обнаруживают
сильное взаимное притяжение. Эти противоположности, пожалуй, легче всего можно
охарактеризовать, ссылаясь на китайские принципы — ян (мужское начало) и инь
(женское начало). Ян символизирует агрессивную, созидательную, проникающую силу
фаллоса и меча, а инь — рецептивные, уступающие, сохраняющие и пульсирующие
ритмы матки и приливов.
Важным аспектом процесса индивидуации является достижение сознательного
принятия свойств, происходящих от «другого внутри». Мужчина, прошедший этот
этап индивидуации, обогащает свое маскулинное функционирование внутренним
источником вдохновения, творчества и психол. поддержки. Анима делает его
способным устанавливать связь с потоком спонтанного чувствования. Без такого
использования своей феминной стороны как внутреннего ресурса он рискует впасть
в бессознательную идентификацию с образом «низшей женщины», к-рая
характеризуется частой сменой настроений и депрессией или психич. инфляцией и
примитивной иррациональностью.
Женщина, достигшая сознательного принятия свойств ее анимуса, способна
эффективно использовать силы своего Логоса во взаимодействии с внешним миром.
Теперь она может объективно разобраться в происходящем, ее способности к
наблюдению и логическому рассуждению усиливаются, зачастую приводя к
значительному повышению уровня рационального понимания и проницательности. Без
такого использования своей маскулинной стороны как дифференцированного ресурса
она может впасть в бессознательную идентификацию с образом «высшего мужчины»,
выносящего суждения как если бы они были фактом, делающего предположения без их
проверки и провозглашающего самоуверенные и догматичные мнения.
Отводя бессознательному почетное место источника мудрости и потенциального
роста, Юнг придал новое значение интроверсии как способу отношения к жизни.
Полярность «интроверсия — экстраверсия» составляет основу типологии Юнга,
представляющую направления установки Я в отношении жизни. Индивидуум с
интровертированной установкой функционирует более естественно и непринужденно
|
|