|
позволяют ему стать процессом, обогащающим личность.
Джон Холт в своей книге «Как учатся дети» (How children learn) явно стоит
на той же позиции. Детей не нужно заставлять учиться, они учатся сами,
поскольку познание — это и фундаментальная челов. потребность, и удовольствие.
Любопытство, страсть к исслед., стремление все потрогать руками, разобраться,
что как работает, — в этом составная часть развития здорового ребенка.
Соревнование, угрозы и внешняя мотивация вовсе не обязательны для того, чтобы
увлечь недисциплинированного уч-ся. По мысли Холта, классная комната может
стать тем местом, где дети осознают связь учебы с действительностью. Холт
считает, что подходы к обучению должны обеспечивать возможности для детей
реализовывать свои естественные интересы и что обучение должно включать гораздо
больше, чем заучивание фактического материала и овладение осн. навыками.
См. также Индивидуальное обучение, Метод Монтессори, Школы без неудачников,
Вальдорфская педагогика
Дж. Кори
Альтруизм (altruism)
На специальном языке эволюционных биологов альтруистическое поведение — это
такое поведение одного организма, к-рое уменьшает шансы на выживание его самого
или его потомства в пользу др. особей того же вида. Нормативная интерпретация
такого поведения состоит в том, что оно полезно для генофонда популяции,
защищаемого адаптивным поведением, но не для отдельной особи. Поэтому
альтруистическое поведение встречается тем чаще, чем выше общая
наследственность; близкие родственники демонстрируют больший альтруизм, чем
дальние, а семьи более альтруистичны, чем группы несемейного типа, и т. д.
Рассматриваемый т. о. А. согласуется с теорией группового отбора, утверждающей,
что эволюция происходит на групповом, а не на индивидном уровне; группы, к-рым
присуще альтруистическое поведение, по сути, должны иметь больше шансов на
выживание.
Сам термин — А. — был изобретен Огюстом Контом для объяснения интеграции
соц. элементов; А. в его понимании означает самоотверженную заботу о благе др.
и не обязательно сопровождается ущербом для самого альтруиста. А., подобно
подражанию, внушению (суггестии) и симпатии, использовался на начальном этапе
становления социол. в качестве осн. объяснения соц. поведения. Как и все эти
термины, термин А. вышел из употребления после отказа от единого объяснения
об-ва; однако, вытесненное из социол., это слово со временем вошло в наш
обыденный язык.
А. стал отдельной темой эксперим. соц. психологии и изучается под общей
рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно
возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному
поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей
наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было
потрачено на изучение двух типов действия чел.: помогающего поведения и
вмешательства случайных свидетелей. В каждой из этих областей исслед. должны
точно определяться условия проявления такого поведения: мы знаем, что люди
помогают др. и вмешиваются в чрезвычайные события в одних ситуациях и не делают
этого в др., так что вопроса об поиске универсалии здесь не возникает. В этом
свете альтруистическое поведение может рассматриваться как поведение обмена,
как функция взаимоотношений — т. е. как зависящее от степени родства,
знакомства с ситуацией и наличия др. лиц, способных на соотв. поведение.
См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение, Любовь
К. У. Бек
Альтруистическое самоубийство (altruistic suicide)
Социолог Эмиль Дюркгейм в своей классической работе «Самоубийство»
определил А. с. как такую форму самоуничтожения, при к-рой чел. обрывает свою
жизнь, следуя интересам группы и ее системе убеждений. Дюркгейм ссылался на его
широкую распространенность в различных культурах, характеризуя те из них, где А.
с. оказывается типичным явлением, как «примитивные». «Поскольку такие об-ва
могут существовать лишь при отсутствии у индивидуума всяких личных интересов, —
писал он, — то необходимо, чтобы этот последний был воспитан в духе полного
самоотречения и самоотвержения».
Дюркгейм подразделял А. с. на 3 типа: обязательное А. с., термин, к-рый, по
его мнению, лучше было бы применять по отношению ко всем случаям А. с. в
качестве критерия существующего принуждения к такому способу ухода из жизни;
факультативное А. с., когда чел. совершает самоубийство во избежание
общественного порицания; и чистое А. с., как в случае принесения себя в жертву
по мистическим мотивам. Все 3 типа А. с., по мнению Дюркгейма, имеют своим
общим источником недостаточную отделенность индивидуума от группы.
Он противопоставлял эту форму самоуничтожения аномичному самоубийству, при
к-ром индивидуум социально дезориентирован и страдает от недостатка регуляции
со стороны об-ва, и эгоистическому самоубийству, при к-ром индивидуум страдает
от недостаточной интеграции с об-вом, как это происходит с теми, кто стоит на
крайне индивидуалистических позициях. В отличие от Дюркгейма, рассматривавшего
субъекта как чисто социологический феномен, в совр. исслед. отмечается
совместное влияние психол., культурных и политических переменных.
А. с. существовало на всем протяжении челов. истории начиная со времен
античности. В качестве примеров можно привести пилотов-камикадзе Второй мировой
|
|