Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
 [Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
Музыкальный словарь в рассказах

Издательство:
                                                  Москва, "Советский 
композитор", 1984 г.
Автор:
Людмила Викентьевна Михеева


От автора.
	Эта книжка - для школьников. И не только для тех, кто занимается в музыкальной 
школе, хоровой студии или кружке, потому что можно нигде не учиться музыке и 
все-таки очень любить ее, стремиться узнать о ней как можно больше.

	Вы прочтете здесь о самых главных музыкальных жанрах - таких, как опера, 
симфония, оратория, балет. О певческих голосах. об оркестре и об инструментах, 
которые в него входят, и еще о многом-многом другом, что нужно знать человеку, 
интересующемуся музыкой. На этих страницах объясняется, что такое импровизация, 
вокализ или остинато, какие бывают песни, чем отличается партия от партитуры, 
когда и как возник джаз. Что общего между капельмейстером и концертмейстером, 
как извлекается звук на различных инструментах. О терминах, связанных с 
музыкальной «технологией», таких, как аккорд, лад, интервал и им подобные, 
рассказано так, чтобы было понятно всем, кто интересуется музыкой.

	Когда вы захотите узнать, что означает какой-то музыкальный термин, раскройте 
словарь в нужном месте: на той букве, с которой начинается интересующее вас 
слово, вы и прочтете о нем. Но от обычных словарей эта книжка немножко 
отличается. Если вы возьмете любой музыкальный словарь, там вы найдете точное, 
лаконичное научное определение термина. Это похоже на правило в учебнике, 
которое изложено коротко, но запомнить его надо слово в слово, ничего не 
прибавляя и не убавляя, чтобы не изменился смысл. Здесь же на обложке написано 
– «Музыкальный словарь в рассказах». Конечно, это не настоящие рассказы. В них 
ничего не происходит, нет никаких действующих лиц. Просто я попыталась о каждом 
музыкальном термине, музыкальном жанре или инструменте рассказать так, как если 
бы вы, например, пришли в гости к музыканту и попросили его рассказать о 
чем-нибудь, относящемся к его профессии. Не дать определение, а именно 
рассказать, иногда как будто даже отвлекаясь от темы, «уходя в сторону» от 
музыки, цитируя, например, стихи. Если в каком-нибудь рассказе вам встретится 
непонятное слово, поищите и это слово, прочитайте о нем. Так, «цепляя» один 
термин за другим, вы можете незаметно прочесть и всю книжку.

	Я надеюсь, что она вам понравится. Что она поможет вам глубже проникнуть в 
прекрасный, многокрасочный мир музыки.

Л. Михеева


 * А * 
АДАЖИО. Наверное, по радио или в телевизионных концертах вы не раз слышали: 
<<Исполняется Адажио из балета Чайковского "Спящая красавица">>. <<Исполняется 
Адажио из балета Глазунова "Раймонда">>. Что же это значит?

Adagio -- итальянское слово, которое переводится как <<медленно, спокойно>>. 
Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий смысл. Оно 
указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но говорит о 
характере музыки -- сосредоточенности, глубоком раздумье.

Часто словом Адажио обозначают одну из частей крупного произведения для 
симфонического оркестра или какого-нибудь инструмента. Наверное, нет на свете 
человека, любящего музыку, который не знал бы <<Лунной сонаты>> Бетховена. И 
каждый помнит чудесную, глубоко волнующую мелодию первой части, мелодию, полную 
неизъяснимой красоты, плывущую над мерно колышущимся аккомпанементом. Бетховен 
назвал эту часть Адажио.

А в балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка 
балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией, романтичностью 
характера.

А КАПЕЛЛА -- см. Капелла.

АККОМПАНЕМЕНТ. Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке пения 
учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики 
повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а 
учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение 
своей игрой. Слово <> по-французски и означает <<сопровождать>>.

С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под 
аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то 
и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, 
виолончелисты и исполнители на духовых инструментах.
 
 [Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-