|
перед сильной, ударной долей мелодии. Таким образом, число долей в такте
бывает различным в зависимости от его размера. Так, размер вальса -- три
четверти. Это значит, что ударной в нем является каждая первая из трех
четвертных долей. И в каждом такте вальса будет ровно по три четверти. А
полька, например, -- двудольный танец. И в каждом такте польки содержится
по две четверти. Размер такта изображается числом, в котором верхняя цифра
указывает количество, а нижняя -- длительность долей, составляющих такт.
Например, ^2/_4, ^3/_8 и т. д. Размер такта выставляется в начале
произведения.
Такты могут быть не только простыми, с одним ударением, но и сложными.
Сложные такты, с размером ^6/_8, ^1/_9, ^4/_4 и другими подобными имеют
несколько ударений -- одно главное, самое сильное, на первой доле такта;
другое или другие, если их больше, на относительно сильных долях внутри
такта.
Такты бывают симметричные (на ^2/_4, ^6/_8 и т. п.) и несимметричные,
причем не только на ^3/_4 или ^3/_8, но и такие, как ^5/_4, ^5/_8 и другие.
Бывают совсем редкостные, уникальные размеры такта. Так, в финале оперы
<<Снегурочка>> Римский-Корсаков написал хор славления бога Ярилы-Солнца с
размером такта в ^11/_4.
ТАМТАМ. Случалось ли вам слушать Шестую симфонию или <<Франческу да
Римини>> Чайковского? А <<Шехеразаду>> Римского-Корсакова? Если случалось,
то вы, наверное, обратили внимание на один совершенно необычный звук:
непонятный, таинственный, гулкий, как будто неопределенной высоты, но
сливающийся с музыкой, в которую он ворвался неожиданно и зловеще. Это
тамтам, инструмент из группы ударных, пришедший к нам из Азии.
Тамтам -- литой металлический диск. Он делается из специальных сплавов, а
играют на нем, ударяя колотушкой с войлочной головкой. Тамтам относится к
инструментам с неопределенной высотой звука, но обладает удивительной
способностью: его звучание всегда словно <<подстраивается>> к той
тональности, в которой играют в это время другие инструменты. Партия
тамтама записывается в виде разных длительностей на одной линейке --
<<нитке>>.
В симфонический оркестр тамтам пришел недавно. Используется он для создания
особых звуковых эффектов. Его звучность может быть самой разнообразной --
от таинственного, еле слышного пианиссимо до мощного, подчас зловещего и
грозного фортиссимо. Не случайно в операх тамтам нередко применяют для
имитации погребального звона. Звучанием тамтама сопровождаются сцены
волшебства, заклинаний, молений жрецов.
С целью создания яркого колористического звучания он был введен и в те
произведения, с которых начался наш рассказ.
ТАНЕЦ. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют -- праздниках или
просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в
торжественной церемонии.
Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где
крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в
пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра...
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.
Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в
которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их
исполнял.
Вот, например, аллеманда. Серьезная, неторопливая. Как бытовой и придворный
танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI
века.
Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при
встрече высоких особ -- князей, владетелей графств и герцогств. Под эти
приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому
размер танца четный, как у марша -- ^2/_4, реже ^4/_4.
Войдя в сюиту как часть цикла, аллеманда стала богато разработанной
торжественной пьесой вступительного характера.
Французский танец куранта (courante -- бегущая, текущая) -- тоже
придворного происхождения, но довольно быстрый -- об этом говорит название,
-- отличающийся сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им
затейливой музыкой. Размер его трехдольный -- ^3/_4 или ^3/_8.
Совсем иная сарабанда. Это медленный, величественный танец, родившийся в
Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все
|
|