|
распространенных, самых любимых инструментов в мире.
Такие струнные щипковые, как домры, балалайки, гусли входят в состав
оркестра народных инструментов. По аналогии с семейством смычковых, домры и
балалайки тоже стали изготовлять разных размеров. Сейчас в оркестрах звучат
балалайки пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, группа домр также
от пикколо до контрабаса. В отдельных случаях, когда этого требует
художественный замысел, композиторы вводят щипковые инструменты и в
симфонический оркестр.
СУРДИНА. Быть может, вам приходилось слышать выражение -- <<под
сурдинку>>? Так говорят о чем-то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы
не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от
принадлежностей музыкального инструментария.
Французское слово sourdine происходит от итальянского sordino, sordo --
глухой, глухо звучащий. Сурдина -- это специальное приспособление, которым
в музыкальных инструментах приглушают звучность, слегка изменяют тембр.
У разных инструментов сурдины бывают разной формы и сделаны из разных
материалов. Сурдина для струнных инструментов -- это деревянный,
пластмассовый или металлический гребешок, который надевается на подставку.
Когда применяется сурдина, звук становится слабее, а тембр -- не таким
насыщенным, как обычно -- словно призрачным.
У духовых инструментов -- трубы, тромбона и валторны -- сурдина делается из
дерева, алюминия или папье-маше в форме груши. Она вставляется в раструб.
У литавр роль сурдины выполняет кусок ткани, который кладут сверху, а у
фортепиано -- модератор: приспособление, опускающее на струны полоску сукна
или тонкого войлока.
Когда требуется играть с сурдиной, композитор помечает в нотах: con
sordino; если сурдину нужно убрать, пишется: senza sordino.
СЮИТА. Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения
возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом
стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие
-- не меньшее, чем танцы. Много веков тому назад появились произведения,
состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти
произведения стали называть сюитами -- от французского слова suite --
последовательность.
Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта,
сарабанда и жига (о них вы можете прочесть далее в рассказе, который
называется <<Танец>>). Танцы эти соединялись по принципу контраста между
медленными, плавными и живыми-прыжковыми. Со временем они стали дополняться
другими -- изящным церемонным менуэтом, жеманным небыстрым гавотом,
шутливым бурре или живым, веселым провансальским ригодоном. Иногда
появлялись в сюите и нетанцевальные части -прелюдия, ария, каприччио,
рондо.
Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием <<старинные>>. Их
создавали многие композиторы XVIII века. Наиболее известны сюиты И. С. Баха
и Г. Ф. Генделя. Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым
домашним инструментом тех времен, порою -- и для оркестра.
В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое
распространение получили сюиты другого типа -- такие, как, например,
<<Карнавал>> Р. Шумана -- цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или
<<Картинки с выставки>> М. П. Мусоргского -- собрание пьес, передающих
впечатления композитора от выставки художника В. А. Гартмана. А оркестровые
сюиты П. И. Чайковского не связаны с конкретной программой, но и не
танцевальны. Это характеристические пьесы с чертами тонкой стилизации.
Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам,
из балетных или оперных отрывков. Таковы, например, сюиты <<Пер Гюнт>> Э.
Грига, <<Овод>> Д. Д. Шостаковича, <<Золушка>> С. С. Прокофьева. Наверное,
вы и сами можете дополнить этот перечень без труда.
* Т *
ТАКТ. Если вы посмотрите в ноты -- любые, безразлично для одного
инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то
увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями. Эти
линии, называемые тактовой чертой, отделяют один такт от другого. А тактом
(от латинского tactus -- прикосновение, воздействие) поэтому называется тот
отрезок музыки, который заключен между двумя тактовыми чертами.
Ставятся эти черты не как попало, а в совершенно определенном порядке:
|
|