Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только
один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы
говорим о гомофонии (греческое слово homos -- означает равный, phone --
звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство
произведений XIX века и современной музыки.

Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI --
XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна
Баха. Это полифония (греческое poly -- много, phone -- голос, звук). В
полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно
важные, одинаково выразительные мелодии.

В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические
вариации -- пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие
прием имитации. Вершина полифонического искусства -- фуга. Об этих жанрах
вы можете прочесть отдельные рассказы.

Оба вида многоголосия -- и гомофонию, и полифонию, -- как правило, можно
встретить в одном и том же произведении.

МОДУЛЯЦИЯ. От латинского слова <>, что дословно означает
соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в
переводе -- переливы голоса. В теории музыки слово <<модуляция>> означает
переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными,
постепенными; могут быть и резкими, неожиданными. Если новая тональность не
закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной
тональности, то такая модуляция называется отклонением.

Модуляция -- очень важное, яркое и красочное выразительное средство музыки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Так обычно называют все музыкальные произведения
в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в
разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например,
<<специальная литература>>, <<справочная литература>>, <<научная
литература>>.

Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее,
учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в
музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии
крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их
творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных,
наиболее важных сочинений.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА. Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева
<<Александр Невский>>. В симфоническом концерте вам довелось услышать
испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный
хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни.

Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы
произведения очень разные -- разные и по жанру (о нем вы могли прочитать
выше), и по форме.

Что же такое -- форма в музыке?

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности
построения музыкального произведения: соотношение и способы развития
музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.
Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми
чертами. Но все же на протяжении нескольких веков развития европейской
музыки сложились определенные закономерности, принципы, по которым строятся
отдельные типы произведений.

С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это
куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен рассказ о слове
<<куплет>>). Сходна с ней ведущая от нее свое происхождение старинная форма
рондо. Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных
тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении,
развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже
конфликтных тем.

Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная
формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами
так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного
ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части
симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например,
многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона,
романсы русских и зарубежных композиторов.

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-