Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
Рахманинова.

В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты -- гармония,
инструментовка, различные приемы полифонического письма.

МЕТАЛЛОФОН. В наше время существует довольно много инструментов, звук в
которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это
треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все
они объединяются общим наименованием -- металлофон.

Один из металлофонов, вибрафон, особенно интересен своей конструкцией и
выразительными возможностями. Он напоминает ксилофон, но сделан из
металлических, а не деревянных пластинок. Вдобавок он имеет специальные
резонаторные трубки с подвижными крышечками. Эти трубки способствуют
периодическому усилению и ослаблению звучания, то есть динамической
вибрации, от которой инструмент и получил свое название.

МЕТРОНОМ. Если вы занимаетесь музыкой, то возможно, вам приходилось
встречать в нотах, в начале музыкального произведения, такие или подобные
указания: М.М.  = 72 или  = 108,  = 60. Ставятся они
непосредственно вслед за словесным обозначением темпа и указывают тоже,
притом более точно, на темп произведения. Например, М.М.  = 72
означает, что музыка должна исполняться со скоростью 72 половинных ноты в
минуту. Как найти эту скорость? На это отвечают буквы М.М., означающие
<<метроном Мельцеля>>.

Метроном -- прибор, снабженный заводным механизмом, который точно
отсчитывает длительности (подобно тому, как, разбирая новую пьесу, вы иной
раз считаете: раз-и, два-и, три-и), притом в нужной -- заданной скорости.
Изобрел его венский механик И. Н. Мельцель. Его именем этот прибор и
называют. Выглядит он как деревянная пирамидка, с одной стороны которой
снимается панель. Под ней закрепленный снизу маятник, с передвижной
гирькой, а на пирамидке -- шкала с цифрами. Если передвигать гирьку по
маятнику, то, в соответствии с тем, против какого числа на шкале ее
установить, маятник качается быстрее или медленнее и щелчками, подобными
тиканью часов, отмечает нужные доли такта, Чем выше гирька, тем медленнее
ходит маятник; если же ее установить в самом нижнем положении, раздастся
лихорадочный стук.

МЕЦЦО-СОПРАНО.

Ныряет месяц в облаках.
Пора ложиться спать.
Дитя качая на руках,
Поет тихонько мать:

<<Уснули ласточки давно,
И люди спят в домах.
Луна глядит в твое окно,
Нашла тебя впотьмах...>>

Это -- слова одной из частей оратории Прокофьева <<На страже мира>> --
<<Колыбельной>>, слова которой написал Самуил Яковлевич Маршак.

Мелодия <<Колыбельной>>, певучая и величавая, спокойная и задумчивая,
словно плывет над аккомпанементом. Поет ее красивый женский голос --
глубокое, грудное, бархатистое меццо-сопрано. По характеру он близок
драматическому сопрано, но ниже, насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано
очень велики. Композиторы поручают певицам, обладающим таким голосом, роли
сильных, волевых натур. Меццо-сопрано -- Кармен в опере Бизе, Любаша в
<<Царской невесте>> Римского-Корсакова, Марина Мнишек в <<Борисе Годунове>>
Мусоргского, Амнерис в <<Аиде>> Верди, Далила в <<Самсоне и Далиле>>
Сен-Санса.

Чудесное меццо-сопрано было у известных русских певиц Н, А. Обуховой, М. П.
Максаковой, В. А. Давыдовой. Их записи можно услышать и сейчас -- арии из
опер, старинные русские романсы. Очень красивое меццо-сопрано у Ирины
Архиповой, Елены Образцовой, Тамары Синявской.

Диапазон меццо-сопрано от ля малой октавы до ля второй октавы.

МИНОР -- см. Лад.

МНОГОГОЛОСИЕ. Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел
песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял
одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно
петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся
воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно
тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а
отличающиеся друг от друга мелодии.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-