|
Концерты могут быть разные: симфонические и камерные, хоровые и эстрадные,
сольные и смешанные.
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР. Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о
которых вы можете прочесть на страницах этой книжки -- капельмейстер и
хормейстер -- также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки
meister). Имеет оно два значения.
В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы
оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в
симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то
инструмента, то исполняет его именно концертмейстер.
Концертмейстер главной группы симфонического оркестра -- группы первых
скрипок -- считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень
ответственное и почетное. Концертмейстер -- первый помощник дирижера, его
правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру
аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к
концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают
случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего
дирижера за пультом.
А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися --
скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер --
помощник педагога -- руководит ими, помогает разучивать свои партии,
находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у
концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам --
мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники
единого ансамбля.
КОРНЕТ. Все дети, играющие на рояле, знают <<Неаполитанскую песенку>> из
<<Детского альбома>> Чайковского. Эту музыку композитор поместил и в балет
<<Лебединое озеро>>. Только там под нее танцуют, и называется она
<<Неаполитанский танец>>. Мелодию танца играет медный духовой инструмент
корнет.
Корнет звучанием напоминает трубу и имеет такой же диапазон. Он более
виртуозен, чем труба, но звук его слабее.
Корнет играет главную роль в духовом оркестре. В симфоническом он
встречается реже. Кроме соло в <<Лебедином озере>>, Чайковский поручил двум
корнетам, играющим в терцию, нежную мелодию в <<Итальянском каприччио>>.
КСИЛОФОН. В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал
произведение, названное им <<Пляска смерти>>. Когда ее исполняли в первый
раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто
в самом деле плясала Смерть -- страшный скелет с черепом, глядящим пустыми
глазницами, с заржавленной косой в руках.
Как же добился композитор такого впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон --
ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же
форму, но состоит не из металлических пластинок, а из деревянных брусков.
Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона -- от
до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий. Конечно,
в наши дни он никого не пугает. Очень эффектно звучат на ксилофоне быстрые
скерцозные пьесы, которые нередко исполняют ксилофонисты в сопровождении
рояля.
КУЛЬМИНАЦИЯ. Латинское слово <> означает в переводе вершина,
высшая точка. В музыкальном произведении кульминацией называется эпизод, в
котором достигается наивысшее напряжение, то есть наиболее эмоционально
воздействующий момент, к которому подводит логика построения всей пьесы.
Кульминаций может быть несколько на протяжении большого сочинения. Тогда
одна из них является главной (ее называют иногда центральной или
генеральной), а остальные -- <<местными>>.
Кульминация есть в любой мелодии. Обычно это -- один из ее верхних звуков,
подчеркнутый большей продолжительностью и сильной долей такта.
КУПЛЕТ. Видели вы когда-нибудь, как идут солдаты? Сначала они молча
печатают шаг под команду командира, а потом над строем взвивается звонкий
голос, запевающий бодрую солдатскую песню. Он поет несколько строф, а потом
все подхватывают ее дружным хором.
То, что поет один -- солист, -- это запев песни. Обращали вы когда-нибудь
внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую можно петь
многим вместе -- на демонстрации, в походе или вечером у пионерского
костра. Она словно делится на две части, которые потом несколько раз
повторяются. Эти две части -- запев или, иначе, куплет (французское слово
|
|