Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
<<Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение
легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения
всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя
фактически темп остается неизменным>>.

Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз
успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и
во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли
белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи
Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла
Фицджералд и Бесси Смит.

Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор
Джордж Гершвин написал <<Рапсодию в стиле блюз>> для фортепиано с
оркестром, использовал элементы джаза в своей опере <<Порги и Бесс>>.

Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это
был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На
многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский.
Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих
пор пользующемся успехом фильме <<Веселые ребята>>.

В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз
-- это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых
коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в
одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется
какой-то другой музыкант.

ДИЕЗ -- см. Альтерация.

ДИАПАЗОН. <<На каких диапазонах работает этот приемник?..>> <<Перед вами
артист широкого диапазона...>> Такие или похожие фразы, наверное, каждому
приходилось слышать. А в музыке говорят: <<диапазон инструмента>>,
<<диапазон голоса>>. Что же означает термин, употребляемый в столь
различных случаях?

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает <<через
все>>, то есть -- в музыке -- через все звуки. Под музыкальным диапазоном
понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать
инструмент или голос, до самого высокого.

Самый большой диапазон -- у органа. Он включает в себя диапазоны всех
остальных инструментов -- и высоких и низких. Но отдельные участки
диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так,
например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие
подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона,
отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.
Обычно различают три регистра -- нижний, средний и верхний. Наиболее
употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний
регистр.

ДИВЕРТИСМЕНТ. Французское слово <> в переводе означает --
увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим
названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники
пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие
дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного
ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях.

Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И
сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А
начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали
называть музыку, сходную с попурри (вы можете прочесть, что означает это
французское слово, дальше).

Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции
появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще
всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях -- драматических
или оперных. Один из первых таких дивертисментов появился в комедии Мольера
<<Брак по принуждению>>. Музыку к этому балетному дивертисменту написал
придворный композитор Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его дивертисменты
и к другим пьесам прославленного французского комедиографа.

Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего
рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета

П. И. Чайковского <<Щелкунчик>>.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. Музыкальные термины, которые определяют степень
громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от
греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-