|
древних бриттов, и когда греки, вооруженные луками и стрелами, вели жизнь
номадов. За много тысяч лет до Троянской войны египтяне изобрели письмо, что
доказывается, например, хранящимся теперь в берлинском музее папирусом для
священных письмен времен Рамзеса II, полного предписаний и наставлений для
лечения множества болезней. Египтяне знали также много удобств жизни, которые
мы, в нашем высокомерии, считаем новейшими изобретениями, и греческие писатели,
которых египетские жрецы называют детьми, исполнены воспоминаний об этой
таинственной стране и описывают отца Нила, стовратные Фивы, пирамиды, озеро
Мероэ, лабиринт, сфинкс и статую Мемнона, приветствующую восход солнца.
44. Храмы древнего Египта. — Египетская хронология, укор и образец для всех
других, вырезана на вечных памятниках Но эти обелиски, посвященные солнцу, судя
по их конической форме; эти лабиринты; эти птицы с человеческими головами,
изображающими тип разумной души; эти жуки, означающие производительную силу,
это сфинксы, изображающие мощь, льва или солнце и человека; эти змеи, символы
жизни и вечности; эти иероглифы_ долго остававшиеся для нас тайной и, быть
может, всегда бывшие покрытыми мраком для народа, который страхе и безмолвии
сооружал пирамиды — все эти символы составляли язык одного из обширнейших и
наиболее развитых тайных обществ, когда-либо существовавших. В этих исполинских
храмах, которые кажутся работою вымершего поколения, не похожего на наше,
подобно тому как окаменелые четвероногие не походят на живущих теперь, когда
проходишь
ряды келий, ведущих многочисленными изгибами в самое сокровенное святилище,
невольно приходит на ум странная мысль — мысль о безмолвии и пустоте, которые
всегда должны были царствовать внутри этих зданий, куда народу входить не
дозволялось, допущены были только немногие, и мы, дети новейших времен, —
первые непосвященные, которые ступили ногою в заповедные пределы. Луксорский
храм, обширнейший в мире, с шестью пропилеями, длинными рядами колонн,
колоссами, обелисками и сфинксами, окружен шестью галереями — каждая новая
династия царей, в течение семидесяти веков, прибавляла новую частицу к зданию и
запечатлевала на его стенах историю своих деяний, а каждое новое прибавление
удаляло верующего от святилища Бога, диво и таинственность все росли. Шестое
предхрамие не кончено; это глава истории, которая прервана на половине и
никогда не будет кончена.
Стены и колонны храмов были покрыты религиозными и астрономическими
изображениями. Судя по тому, что многие из них представляли человеческие
существа, подвергаемые пыткам и в разных мучительных позах, пришли к выводу,
что египетская вера была не менее жестока, чем мексиканская; но это неверно:
изображения представляют только наказания, которые должны были постигнуть
нечестивых в будущей жизни.
45. Египетские жрецы и цари. — Жреческая каста, которая одна владела ученостью,
сперва властвовала безраздельно; для собственной защиты жрецы вооружили часть
населения, другую они держали в страхе суеверием и обезоруживали и ослабляли
развратом. Платону, который судил со стороны, это правление казалось
изумительным, он видел в нем идеал, «град Господень», образец республики. Тем
не менее, как и было неизбежно, сила возмутилась против учения, воинство
свергло власть духовенства, и рядом с первосвященниками возникли цари; лучше
сказать, ряд тех и ряд других шел параллельно, жрецов не отстранили; они имели
вдоль берегов Нила дворцы, храмы, сильные как крепости, которые в то же время
были роскошными жилищами, земледельческие учреждения, торговые склады и станции
для
караванов, члены этой касты управляли самими царями, распоряжаясь до мелочей
всеми их действиями в течение дня, они занимали высшие должности и, в качестве
ученых, судей и врачей, пользовались высшими почестями. Главные школы их
находились в Фивах, Мемфисе, Гелиополисе и Саисе; им принадлежала большая часть
земли, которую они заставляли обрабатывать; податей они не платили, но собирали
десятину. Они на самом деле были избранной, привилегированной и единственной
свободной частью нации.
46. Внешнее и внутреннее учение. — Жрецы не придерживались языческой веры
народа, но раскрыть ему глаза они считали для себя опасным. Истинное учение о
Божием единстве, их тайны, они сообщали только тем, которые после многих
испытаний были посвящены в мистерии. Поэтому их учение, подобно учению других
жрецов, было внешним и внутренним; и мистерии оказывались двух родов: большие и
малые; первые были мистерии Озириса и Сераписа, последние — мистерии Изиды.
Мистерии Озириса праздновались осеннее равноденствие, мистерии Сераписа — в
летнее солнцестояние, а мистерии Изиды в весеннее равноденствие.
47. Египетская мифология. — Недостаток места не позволяет нам вполне войти в
обширный предмет египетской мифологии, однако сказать несколько слов необходимо,
чтобы уяснить ее отношение к мистериям и также указать на ее связь со многими
обрядами новейшего масонства.
Что все символы и обряды в древних религиях сначала имели глубокий и всемирно-
космический смысл, уже было доказано, но в то время, когда мистерии наиболее
процветали, этот первоначальный смысл большею частью утратился и был заменен
астрономическим, как будет видно из следующих объяснений.
|
|