Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Ю.А. Федосюк - ЧТО НЕПОНЯТНО У КЛАССИКОВ, или ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО БЫТА XIX ВЕКА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-
 
Иль с академиком в чепце!
 
   Речь идет о немолодых дамах, скрупулезно знающих русскую грамматику, которые 
здесь уподобляются людям, окончившим духовную семинарию или духовную академию,
 – ревнителям устарелых норм русского языка.
   В повести Л. Толстого «Фальшивый купон» выведен гимназический законоучитель 
(преподаватель основ религии) Введенский, который был «вдовец, академик и 
человек очень самолюбивый». Академиком в современном смысле он, конечно, не 
был: просто окончил духовную академию.
   Коль скоро затронуты термины, связанные с образованием, поясним заодно 
понятия КАЗЕННОКОШТНЫЙ и СВОЕКОШТНЫЙ студент. Обучение в высших учебных 
заведениях было платным, и только небольшое число студентов неимущих (по 
тогдашнему выражению НЕДОСТАТОЧНЫХ) получало право учиться на казенный счет, 
по-старому кошт. Отсюда оба выражения.
   Среднее образование давали ГИМНАЗИИ и реальные училища. Если гимназии 
уделяли главное внимание гуманитарным предметам, то РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА (с 1864 по 
1872 год – реальные гимназии) отдавали преимущество естественно-математическим 
дисциплинам. Ученики их назывались РЕАЛИСТАМИ. ПРОГИМНАЗИЯМИ именовались 
неполные гимназии, соответствовавшие четырем классам гимназии.
   Чеховская Душечка рассуждала о том, «что все-таки классическое образование 
лучше реального, так как из гимназии всюду открыта дорога: хочешь – иди в 
доктора, хочешь – в инженеры».
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
АРМИЯ И ГВАРДИЯ
Рекрутская повинность
 
   Всеобщая воинская повинность была введена в России в 1874 году. До того, со 
времен Петра I, учредившего регулярную армию, военную службу отбывали молодые 
мужчины крестьянского и мещанского сословий по РЕКРУТСКОМУ НАБОРУ. Дворяне до 
1762 года обязаны были служить поголовно, затем, до 1874 года, в добровольном 
порядке. Петр I приобщил к армии и КАЗАЧЬИ ВОЙСКА, с которыми до того для 
участия их в военных кампаниях необходимо было каждый раз договариваться.
   Срок военной службы сначала был пожизненным, с 1793 по 1834 год 
ограничивался 25 годами, потом постепенно снижался, затем по закону о всеобщей 
воинской повинности, то есть с 1874 года, действительная служба стала длиться 
шесть лет, а с 1905 по 1908 год три – пять лет.
   Военная служба в дореформенное время навсегда или надолго отрывала мужчину 
от семьи и постоянного места жительства, но навеки освобождала его от 
крепостной зависимости.
   Наборы в армию не всегда производились ежегодно, а объявлялись по мере 
надобности. Исходя из необходимости в определенном количестве РЕКРУТОВ, 
производилась их разверстка по губерниям, уездам, волостям. Кому конкретно идти 
в рекруты, определяли городские или сельские общины. При крепостном праве в 
помещичьих селах кандидатов утверждал сам барин. Жертвами обычно становились 
молодые люди независимого поведения и сильного характера, так называемые 
«смутьяны», либо плохие, нерадивые работники, от которых хотели отделаться.
   Сельская и городская община вела очередность тех, кому надлежало идти в 
рекруты – дело было сложное и спорное, иногда решавшееся жеребьевкой. По 
количеству подраставших сыновей главы семей назывались ШЕСТЕРНИКАМИ, 
ПЯТЕРНИКАМИ, ЧЕТВЕРНИКАМИ и т.д. В первую очередь в рекруты назначались молодые 
люди из семей с большим количеством сыновей. «Пятерниковая семья ставит второго 
рекрута, когда все наличные тройники поставили по первому и очередь доходит до 
двойников», – отмечает В.И. Даль. О выборе барыней и сельской сходкой рекрута 
драматично и обстоятельно повествуется в рассказе Л. Толстого «Поликушка».
   Неугодного дворового барин мог сдать в рекруты вне всякой очереди, за что 
получал зачетную РЕКРУТСКУЮ КВИТАНЦИЮ, представлявшую немалую ценность; обычно 
он продавал ее богатому крестьянину, чьему сыну выпадала очередь идти в солдаты.
 На этих «фитанциях», как называли их в народе, иные помещики наживали немалые 
суммы.
   Выделенных парней назначенные общиной люди – ОТДАТЧИКИ – отводили или 
отвозили в ближайший город, где находилось ВОИНСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ. Там они 
проходили медицинский осмотр, в зависимости от результатов которого 
председатель присутствия выкрикивал: «лоб» или «затылок». Годным «БРИЛИ ЛБЫ», 
то есть сбривали спереди волосы, негодным – обривали затылок. То была надежная 
примета, что молодой человек прошел освидетельствование: бритый лоб бросался в 
глаза, скрыться было невозможно.
   Теперь нам понятна строка из «Евгения Онегина», где говорится, что старушка 
Ларина «вела расходы, брила лбы». Это условное выражение означало «отдавать 
крестьян в рекруты». «Ведь в нынешний набор забреют лоб ему», – говорится в 
басне Крылова «Три мужика». «Еще, Бог даст, затылок», – утешает толстовский 
Поликушка выделенного в рекруты Илью, которого везут в присутствие. «Уж какой 
мне затылок?» – резонно замечает совершенно здоровый, крепкий парень.
   Попасть в рекруты еще называлось «угодить под КРАСНУЮ ШАПКУ». Здесь 
«красная» означало не цвет, а «красивая, нарядная»: в отличие от гражданского 
головного убора военный в старину отличался красочностью, яркостью.
   Сдача в рекруты, которых иногда называли СДАТОЧНЫМИ, нередко сопровождалась 
злоупотреблениями. Слесарша Пошлепкина в «Ревизоре» жалуется Хлестакову на 
городничего: «…мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на 
нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый». Далее 
выясняется, что родители тех, кому полагалось «идти в очередь», откупились у 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-