Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедия обрядов и обычаев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-
 
два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывали сценки, относящиеся к 
Рождеству Христову, - бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В 
верхнем ярусе представлялась смерть царя Ирода, в нижнем - пляски.
Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб 
колядки и получали за то различное угощение. Колядовали на Руси всяк на свой 
лад. Дьячок ходил по домам, распевая тропарь (молитвенные стихи, церковные 
песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого), и получал 
от мирян за то натурой - хлеб, сало, крупу, а порой - и деньги. Священнику 
подарки дарили прихожане, а в ответ получали от него угощение.
Вообще-то Церковью святочные игрища, гаданья, ряженые ("масководство и 
надевание звероподобных харь") порицались, и в указе Патриарха Иоакима от 1684 
г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят 
человека в "душепагубный грех". Но вся история человечества уже доказала, что 
запретить потребность в веселье, смехе и шутке невозможно. Так, героиня одной 
анонимной комедии XVIII в. "Игрища на святках" объясняет необходимость 
устройства святочных игр так: "На что и на свете шататься да горе мыкать, коли 
между тем не иметь никаких веселостей".
Рядились по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями,
 монахами, барышни - гусарами, а юноши, наоборот, - дамами. В деревнях было 
попроще - ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной 
наверх полушубки, маски и изображали различных животных - медведей, баранов, 
коз и т.д.
В одном конце села звучало:
Уродилась коляда 
Накануне Рождества 
За рекою за быстрою...
А на другом конце низкие мужские голоса пели:
Чтобы царева золота казна 
Была век полным-полна, 
Чтобы большим-то рекам
Слава неслась до моря. 
Малым речкам - до мельницы. 
А эту песню хлебу поем, 
Хлебу поем, хлебу честь воздаем.
Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое 
яркое и сочное - у Н. В. Гоголя в "Ночи перед Рождеством": "Шумнее и шумнее 
раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены 
еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто 
между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел 
сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки 
отпускал щедровку и ревел во все горло:
Щедрик, ведрик, 
Дайте вареник, 
Грудочку кашки. 
Кiльце ковбаски!
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, 
которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, 
высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Нарубки и девушки 
наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, 
зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком 
снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили 
парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. 
Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так 
роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от света снега".
В. Я. Брюсов
(1873-1924)

КОЛЯДА 
Баба-Яга
Я Баба -Яга, костяная нога, 
Где из меда река, кисель-берега, 
Там живу я века - ага! ага!
Кощей
Я бессмертный Кощей, 
Сторож всяких вещей, 
Вместо каши да щей 
Ем стрекоз и мышей.
Солнце
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному, 
Поклонитеся, улыбнитеся
Распрекрасному.
Утренняя звезда
Пробудись, земля сыра! 
Ночи минула пора! 
Вышла солнцева сестра!
Месяц
Я по небу хожу, 
Звезды все стерегу, 
Все давно заприметил, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-