Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедия обрядов и обычаев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-
 
или оздоровительной диетой (безусловно полезной для здоровья). Всестороннее 
воздержание от житейских удовольствий, сексуальных отношений, сквернословия, 
гнева - все это должно создавать особое эмоциональное состояние, способствующее 
очищению и обновлению души человека, вызывать у него стремление к покаянию. 
Хочется напомнить: если вы приняли решение соблюдать пост, то нельзя этим 
гордиться и подчеркивать тяжесть своего положения. И не следует осуждать тех, 
кто не постится.
С понедельника Великого Поста наступали дни воздержания. Те же самые люди, 
которые "безмерным питанием и ядением" во время Масленницы навлекли на себя 
гнев Церкви, Великим Постом питались одним кусочком хлеба с солью да водой весь 
день. Все сидели по домам. Засыпали рано, уличная жизнь затихала с 6-7 часов 
вечера. Только в субботу и воскресенье несколько оживлялась тогдашняя 
общественная жизнь - ходили в гости друг к другу только близкие родственники. 
Лакомства предназначались только для детей. Посылки со сластями пересылали из 
дома в дом все родные, и, наверное, эта сладкая радость значительно облегчала 
детворе тяготы Великого Поста. От младших требовались почти такие же подвиги 
воздержания, как и от взрослых. Обряд бракосочетания в пост не проводился 
(кстати, и в наши дни - тоже). Зачатие ребенка в пост считалось грехом, который 
мог откладывать печальный отпечаток на будущее ребенка.
Пищевые предписания Великого Поста установились еще в XIV в. Великопостный 
устав предписывал употреблять растительные масла по субботам и воскресеньям, а 
также в дни памяти наиболее почитаемых святых. Рыба и рыбные продукты 
разрешались только в праздники Благовещения и Вербное воскресенье. Полное 
воздержание от пищи (строжайший пост) фактически требуется для трех дней 
Великого Поста: в понедельник и вторник первой недели и в Великую пятницу на 
Страстной неделе. В остальные дни полагалось есть хлеб и овощи, в том числе 
вареные, один раз в день-вечером. По субботам и воскресеньям дозволена 
растительная пища с постным маслом, а также вино.
Позднее правила поста стали менее строгими. Например, запрещалось есть рыбу 
только на первой, четвертой и седьмой неделях. А в некоторых случаях запрет 
распространялся только на скоромную пищу.
Вот как описывает великопостный период И. Шмелев: " В передней стоят миски с 
желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой 
капустой, кислой, густо посыпанной анисом - такая прелесть. Я хватаю щепотками 
- как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, 
которое губит душу, если и без того все вкусно? Буду варить компот, делать 
картофельные котлеты с черносливом и шепталой (сушенные на солнце абрикосы или 
персики с косточками. - Прим. сост.), горох, маковый хлеб с красивыми 
завитушками из сахарного мака, розовые барашки, "кресты" на Крестопоклонной... 
А мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох 
моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар 
лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша 
с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с 
луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! 
(По В. Далю - поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису и пр. с 
изюмом.) А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью...
".
К понятию "скоромная пища" относятся мясо и мясные продукты, молоко и продукты 
из него, животные жиры, яйца, а также содержащие их изделия (например, 
кондитерские - с включением молока и яиц). К постной пище - зерновые (хлеб, 
крупа и т. д.), бобовые, овощи, ягоды, фрукты, грибы, орехи, пряности, мед, 
растительные масла, рыба.
Употребление в пищу скоромных продуктов во время поста и означает оскоромиться. 
Заговеньем называют последний накануне многодневного поста день, разговеньем - 
переход от постной жизни к скоромной.
Соблюдать пост - вовсе не означает морить себя голодом. Даже без рыбы пища из 
растительных продуктов при достаточном их количестве дает чувство сытости; 
поэтому в народе говорили: " В год хлебородный пост не голодный". А те, кого не 
смущал запрет на скоромную пищу, шутили: "Пост - не мост, объехать можно". 
Вообще-то, при всей строгости Великого Поста в нем достаточно терпимости к 
потребностям людским: и духовным, и физическим.
Однако, следует помнить, что пост полностью исключает спиртное.

Старинные русские блюда постного стола Четыре рецепта из монастырской кухни

Рыба в манной крупе. Речную рыбу (можно и морскую) разделать на куски, обвалять 
в манной крупе, смешанной с небольшим количеством соли и перца. Обжарить на 
большом огне 3-5 мин. На дно посуды выложить нарезанный отварной картофель 
(можно с пассерованным луком), сверху положить рыбу, добавить кипящей воды и на 
5-6 мин. поставить в духовку. Подавая на стол, блюдо посыпать свежей зеленью.
Окрошка по-вятски. Натереть редьку, нарезать холодный отварной (в кожуре) 
картофель, смешать редьку с картофелем. Смесь посолить, оставить минут на 40-50,
 добавить холодный квас, тертый хрен (по вкусу). Подавать с зеленью.
Постные расстегаи. Сделав из рыбы фарш, положить рубленого лука. Взять сдобного 
или простого кислого теста, раскатать в мизинец толщиной, положить начинку, а 
на начинку - небольшой кусочек малосольной рыбы, сделать круглые пирожки. 
Проделав наверху небольшое отверстие, поджарить на масле. Можно для расстегаев 
приготовить следующую начинку: сварив крутую гречневую кашу, добавить в нее лук 
и сливочное масло, положить на раскатанное тесто, а сверху - кусочек соленой 
рыбы.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 189
 <<-