|
которые давали при болезнях людям и домашним животным. (Вот-то нынешним
горожанам способ заболеть!).
Освященную в этот день в церкви воду дают пить умирающему при чтении отходной
молитвы, а также пользуют ею тяжело больных. Этой же водою окропляют
отправляющихся в путь.
Широко распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на
Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти. Вспомните об этом,
собираясь весной на отдых или в командировку...
СРЕТЕНЬЕ
Анне Ахматовой
Когда она в церковь впервые внесла дитя, находились внутри из числа людей,
находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук Марии; и три человека вокруг младенца стояли,
как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом свет падал младенцу; но он ни о чем не ведал
еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем
Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня",
реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что
глаза мои видели это дитя: он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в нем ". - Симеон умолкнул.
Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами
храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария
молчала. "Слова-то какие... ". И старец сказал, повернувшись к Марии:
"В лежащем сейчас на раменах твоих - паденье одних, возвышенье других, предмет
пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть его будет, твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть тебе,
что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око ".
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная
Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шагал
по застывшему храму пустому к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался,
он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер
коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в
глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого
темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе
озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась...
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
(7 апреля/ 25 марта)
Темнолицый ангел с дерзкой ветвью
Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!".
Иона дрожит пред страстной вестью,
С плеч упали тяжких две косы...
Трепеща, не верит: "Я ли, я ли?
И рукою закрывает грудь...
Но чернеют пламенные дали -
Не уйти, не встать и не вздохнуть...
А. Блок
Один из двунадесятых праздников русского православия.
По церковному преданию, Мария с трех лет воспитывалась при Иерусалимском храме.
Достигнув совершеннолетия, она дала обет навсегда остаться девственницей. Тогда
священники обручили ее с восьмидесятилетним старцем, праведным Иосифом, и Мария,
покинув Иерусалим, переселилась в Назарет, в дом Иосифа.
О дальнейших событиях повествуется в Евангелии от Луки. К Марии явился архангел
Гавриил и возвестил, что у нее должен родиться сын без нарушения ее
девственности, который будет чудесно зачат по действию Духа Святого. В память
об этой "благой вести" праздник и получил свое название.
Миф о непорочном зачатии заимствован из глубокой древности и был распространен
в дохристианских религиях Древней Индии, Древней Греции и Древнего Рима.
Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение первым праздником и корнем
праздников. По народному поверью, это самый большой праздник на небесах и на
земле. Грешников даже (как и на Пасху) в аду не мучают.
Празднование Благовещения установлено еще в IV в. в Константинополе, после того
как Христианская Церковь стала отмечать порознь праздновавшиеся дотоле в один
день Рождество, Крещение и Богоявление. Дату Благовещения установили, отсчитав
от даты рождества Христова девять месяцев вспять.
В русском фольклоре образ Богородицы сближается с мифологическим образом
|
|