|
Русское зарубежье.
Золотая книга эмиграции.
Первая треть xx века.
Энциклопедический биографический словарь.
М., 1997.
748 с.Эмиграция как историческое явление возникло гораздо раньше, чем появи-
лось само это понятие. С развитием человеческой цивилизации увеличива-
лось количество и многообразие факторов, вызывающих этот феномен. К
разного рода табу, широко распространенным в древнейших обществах, об-
разование государств добавило экономические, социальные, политические,
идеологические, национальные, конфессиональные причины. От единичных
случаев, когда люди в силу ряда обстоятельств вынуждены были покидать
свою родину и переселяться в другие места, эмиграция со временем ста-
новилась все более заметным явлением.
В средневековье и новое время, когда в Европе возникли национальные
государства, шли многолетние и кровопролитные религиозные войны, эмиг-
рация приобрела характер разнонаправленных потоков. Реформация, а за-
тем цикл революций на европейском континенте сделали их массовыми, Ес-
ли же учесть, что любая революция есть сублимированный результат сово-
купности разноуровневых конфликтов, то нетрудно понять и причины на-
растания масштабов эмиграционных потоков. После Великой Французской
революции, влияние которой на европейский континент недаром сравнивали
со сдвигом геологического характера, десятки тысяч французов вынуждены
были покинуть свою родину и эмигрировать в другие страны, в том числе
Америку и Россию. Некоторым из них удалось найти пристанище при импе-
раторском и великокняжеских дворах, инкорпорироваться в политическую,
экономическую и военную элиту, применить свои способности в науке и
культуре. Большинство же эмигрантов вынуждены были прозябать в провин-
циальной глуши, обучая дворянских детей азам французского языка и ев-
ропейского этикета. В свою очередь, эмиграционные потоки шли из России
в европейские страны, Америку, Канаду, Австралию.
В начале XX века эмиграция приобрела общемировой характер. Эмиграция
из России, которая пережила за первую четверть века три революции, три
войны (русско-японскую, первую мировую, гражданскую), распад <единого
и неделимого> тысячелетнего государства, <красный> и <белый> террор,
массовый голод и эпидемии, представляла совершенно особое явление,
уникальное и беспрецедентное по своим масштабам в мировой истории. По
самым приблизительным подсчетам, в изгнании оказалось около 2 млн.
российских граждан. Это уже само по себе создавало для вынужденно по-
кинувших родину острейшую проблему адаптации, которая многократно ус-
ложнялась в силу своеобразного характера русского исхода: в среде рос-
сийской эмиграции практически сразу же были включены механизмы проти-
водействия ассимиляции. Недаром в самосознании, а затем и в исследова-
тельской литературе укоренилось понятие - русское зарубежье, наиболее
рельефно отражающее и выражающее существование за границей как бы вто-
рой (<малой>) России - особого самодостаточного <мира> со своим обра-
зом жизни и устоями, взаимоотношениями и привязанностями, существова-
ние внутри которого как бы воспроизводило бытие на утраченной родине,
Характерная черта русского зарубежья - приверженность соборному типу
поведения и непопулярность в эмигрантской среде индивидуализма. Выр-
ванные волей судеб из системы привычных и устоявшихся ценностей, русс-
кие эмигранты воспринимали свою чужеродность с особой остротой, драма-
тизмом. Отсюда их непреодолимое стремление как-то отгородиться от неп-
ривычного мира за искусственно возведенной стеной русской колонии.
Можно также сослаться на сохранявшиеся и долгие годы взаимно поддержи-
ваемые надежды на скорое возвращение домой, в Россию. Иллюзии времен-
ности пребывания за рубежом долгое время питались то военными успехами
Деникина, Колчака, Врангеля, то Кронштадтским восстанием и антибольше-
вистскими выступлениями крестьян и рабочих, саботажем <спецов>, нако-
нец, политикой непризнания советской власти западными державами - быв-
шими союзниками по Антанте. В конечном счете эти иллюзии определяли
особое состояние <чемоданного> образа жизни русских эмигрантов, гото-
вых в любой благоприятный момент покинуть временное пристанище и возв-
ратиться в Россию. Но, пожалуй, главным и определяющим для российских
интеллигентов, считавших себя носителями и хранителями национальной
культуры, оставался морально-нравственный стимул поведения, осознание
собственной, если не мессианской,
то, несомненно, исключительной исторической миссии. Задачи служения
<русской идее> ставились ими достаточно широко. Во-первых, они считали
своей первостепенной задачей сохранение в изгнании накопленных духов-
ных ценностей, исторической памяти, национального опыта с тем, чтобы
не прервалась связь времен и поколений, чтобы сохранялась основа для
будущего возрождения России. Во-вторых, они считали своим долгом поз-
накомить Запад с достижениями отечественной мысли и культуры в различ-
ных областях человеческого знания.
Выполнение русской эмиграцией своей миссии, естественно, требовало
сохранения особых условий ее существования за рубежом. Для подготовки
|
|