Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон - Энциклопедический словарь
 [Весь Текст]
Страница: из 297
 <<-
 
Словарь Брокгауза и Ефрона 
#1



Абакан

Абакан – большая сибирская река в Енисейской губернии, левый приток Енисея, 
имеющий длины 496 верст, а поверхность его бассейна 27998,3 кв. в. А. берет 
начало в отраслях Саянских гор; его истоки были найдены в 1842 г. 
путешественником Чихачевым. На А. имеются пороги, в ущелье, назыв. Дикое и 
состоящем из порфира и яшмы.





Аббас

Аббас (Абул-Фадль Эль-Гашими) – дядя пророка Мохаммеда, предпоследний из 
многочисленных сыновей Абу-Эль-Мутталиба, родился в 566 г. по Р. X., в Мекке, 
от Нутаилы. По смерти своего отца, Аббас занял наследственную в его семействе 
должность хранителя священного источника Земзема. Когда Мохаммед начал 
проповедовать ислам, Аббас не сразу принял новое учение, хотя жил в тесной 
дружбе со своим племянником. Только после битвы при Бедре (624 г.), в которой 
последователи пророка одержали блестящую победу над его противниками, 
кораишитами, и в которой сам Аббас был взят в плен, он открыто принял ислам, 
еще прежде возбудивший в нем сочувствие. Благодаря его могущественному влиянию, 
присоединилась к исламу и значительная часть кораишитов. Он помогал Мохаммеду 
при завоевании Мекки (630 г.) и остался его верным другом и советником и в 
последующее время. По смерти пророка (632 г.), он и Али добровольно приняли на 
себя обязанность омовения его тела. Аббас умер в 652 г., окруженный величайшим 
уважением. Из четырех его сыновей старший, Абдалла, был основателем династии 
Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. вступила на трон 
багдадских калифов и в 1258 г., в лице Мотазема, была свергнута с него 
монголами. Мотазем спасся бегством в Египет, где вместе с титулом калифа 
передал в свой род право высшей духовной власти над мусульманами, пока в 1517 г.
 она не перешла к турецким султанам. Потомки Аббасидов до настоящего времени 
существуют в Турции и Ост-Индии.





Аббат

Аббат, от слова Abbas (отец), – почетный церковный титул, который, начиная с V 
и VI столетия, дается исключительно настоятелям монастырей и таким образом 
делается названием церковной должности. То же название только с женским 
окончанием, аббатисса, от лат. формы Abbatissa, стали впоследствии давать и 
настоятельницам женских монастырей. Пока существовали только монастыри на 
правилах, установленных св. Бенедиктом (до начала Х стол.), и название аббата 
было общим именем их настоятелей. С Х стол. начали возникать новые духовные 
ордена, и монастыри только немногих из них, как напр. Премонстрантов, 
Цистерианцев и Трапистов, управлялись аббатами, между тем как у большей части 
остальных настоятели назывались: старшинами (majores) (у Камальдулов), приорами 
(у картезианцев, иеронимитов, доминиканцев, кармелитов, августинцев и проч.), 
гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатиссы были не 
только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь 
фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали 
употреблять этот титул по чувству смирения. Аббаты занимали различное положение 
по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчиненным им монахам 
их монастырей. Напр. у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется 
полною самостоятельностью, между тем как у цистерианцев он бюрократически 
подчинен верховному совету в Клерво. Еще прежде причисления монахов к 
духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских 
правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного 
послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; в 
прежнее время нередко употреблялись даже телесные наказания, да и теперь аббаты 
и аббатиссы пользуются правом, за тяжкие преступления, подвергать своих 
подчиненных не только временному, но и пожизненному заключению. У бенедиктинцев 
апелляция на карательный приговор аббата подается епископу или папе.

Еще в VI столетии аббаты причислены были к духовному званию, а со времени 
второго Никейского собора (757) им предоставлено право посвящать своих монахов 
в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в 
иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах. 
Таких же преимуществ и прав домогались аббатиссы, но не могли получить их уже 
потому, что женщинам не дозволяется совершение каких-либо священнодействий. Они 
остались подчиненными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались 
освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты освобожденных 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 297
 <<-