|
онастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти папы. Начиная с
VII столетия епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему
усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при очищении этих мест даже
оставляли аббатства за собою. Еще гораздо вреднее для достоинства этого сана
было то обстоятельство, что в VIII и в особенности в IX столетии, по
благоволению королей или по соображениям необходимости, он стал переходить к
мирянам, и каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за
их верность или за военные заслуги. Вследствие этого, до Х столетия
включительно главнейшие монастыри, в пределах иерархии римской церкви, имели во
главе своей, по большей части, светских аббатов или абтграфов (лат. Abbacomites,
Abbates milites), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений. В этих
случаях действительный надзор в монастырях возлагался на деканов, приоров.
Во Франции название аббат давалось сначала настоятелям монастырей. Но когда, по
заключенному между папою Львом Х и королем Франциском I конкордату, французским
королям предоставлено было право назначать 225 Abbes comendataires почти для
всех французских аббатств, эта беззаботная и безработная должность побудила
многих молодых людей, в том числе и младших членов дворянских фамилий,
посвятить себя духовному званию, чтобы при случае получить подобную синекуру.
Уже в XVI-м столетии аббатами назывались все молодые люди духовного звания, не
исключая и тех, которые не имели священнического сана. Их одежда состояла из
короткой черной или фиолетовой рясы с небольшим воротником, а волоса завивались
в локоны. Но так как только немногие из всего числа аббатов могли рассчитывать
на осуществление своего желания, то значительная часть их стала занимать места
домашних учителей в знатных домах или проникать в семейства в качестве духовных
советников и друзей дома, причем влияние их слишком часто оказывалось вредным.
Поэтому в старинных французских комедиях аббаты играют не совсем
привлекательную роль. Некоторые другие из числа молодых духовных лиц, не
занимавших официальных должностей, старались получить места в высшем учебном
ведомстве или же приобрести известность в качестве поэтов и писателей. Только в
конце XVIII-го века, во время революции, аббаты исчезли из французского
общества, и теперь этот титул употребляется французами только как форма
вежливости, в письмах к молодым лицам духовного звания. Французскому слову
аббат соответствует итальянское abbate, и этот титул употребляется в обращении
ко всякому молодому лицу духовного звания, еще не получившему священнического
сана.
Аббревиатуры
Аббревиатуры или сокращения издавна применялись к письму у всех народов,
обладающих письменным языком. Древние римляне старались достигнуть этого своими
тиронианскими отметками; в новейшее время с тою же целью изобретена стенография.
В обыденной жизни, когда требуется сбережение места и времени, довольствуются
употребительными простыми сокращениями. Последние состоят или из сокращения
фраз, или из сокращения слов. Сокращения фраз, состоящие в пропуске
несущественных членов речи, без труда воспроизводимых из общей ее связи
(вспомогательных глаголов, отдельных частиц речи и проч.), употребляются
особенно в телеграммах. Сокращения слов состоят частью в пропуске отдельных
букв и слогов и опущении значительной части или даже всего слова, за
исключением начальных букв, частью в определенных знаках, заменяющих слова. В
древнейшие времена, когда писали заглавными буквами, можно было вообще
сокращать слоги и слова, как это можно видеть на надписях, монетах и древнейших
рукописях. Только с тех пор, как вошли в употребление прописные греческие и
латинские буквы, явились настоящие сократительные знаки для слогов, двойных
согласных, двойных гласных и целых слов. В греческих рукописях встречается
множество подобных знаков, отчасти перешедших и в печатные издания греческих
писателей, из которых совершенно исчезли лишь в новейшее время. Поэтому в
старинных греческих грамматиках можно найти перечень употребительнейших
аббревиатур. Древние римские аббревиатуры, или тиротанские отметки, перешли
вместе с римским языком в средние века, где они встречаются прежде всего в
надписях и на монетах, а затем в рукописях, особенно начиная с XI столетия,
также и в грамотах, из которых они не исчезают до XVI столетия включительно.
Встречающиеся в позднейших латинских рукописях и грамотах аббревиатуры состоять
обыкновенно из пропусков, а еще чаще из соединений букв. Последнее лежит в
основе шифра имен или монограммы. Перечни таких сокращений, встречающихся в
грамотах, и правила их объяснения можно найти во всех руководствах к
дипломатике. Но со времени изобретения книгопечатания, эти установленные
аббревиатуры вышли из употребления, за исключением немногих.
В настоящее время аббревиатуры на письме употребляются лишь для частной или
личной потребности в скорописании; но в тех бумагах, которые назначаются и для
прочтения другими, в особенности печатных, их стараются избегать. Только в
некоторых случаях допускаются исключения: 1) в научных работах, при цитатах,
библиогр. указаниях и пр. нельзя избегнуть А.; 2) в отдельных науках, как
математика, астрономия, физика, химия, естеств. история, грамматика, музыка изв.
А. и даже чертежи вызываются необходимостью; 3) для метрических мер и веса; 4)
для указания монет; 5) в особых справочных изданиях – календарях, лексиконах,
|
|