|
лять кисть, акварельные произведения получили силу,
эффект и этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и в настоящее время
дошло до такого совершенства, что удовлетворяет вкусам самых строгих ценителей.
Ослабление контуров и способ растушевки кистью был первоначально введен при
раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально
употреблялась китайская тушь, затем тушь с лавкармином, сепия, а затем и другие
водяные краски. Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы
доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью,
именно там где требуется сила, прозрачность и в особенности тщательная отделка
подробностей рисунка. Первоначально эта живопись скромно приютилась в альбомах
для памяти и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в
картинных галереях и на художественных выставках, привлекая и восхищая
любителей живописи.
При возрождении этого рода живописи, художники скромно пользовались лишь тушью,
гуммигутом, кармином и берлинскою лазурью. Позднее пейзажисты, а за ними и
портретисты ввели большее число красок, выбор которых, благодаря успехам химии,
сделался весьма обширным и удовлетворяет самым капризным требованиям художника.
В настоящее время для художника открыто новое поприще для проявления своего
таланта, когда жесткая, сухая гуашь уступила место сильной, легкой и прозрачной
акварели.
Художники, наиболее работавшие над этого рода живописью и наиболее
способствовавшие ее развитию: Козен (умер в 1794) – работал коричневой и серой
краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски;
Гартин (умер в 1802) – хороший колорист; его последователь Котман – пейзажист
итальянской и северной природы; Турнер – хороший итальянский живописец; за ними
с 1805 года следуют акварелисты, которые ввели большее число красок в свои
рисунки: Фильдинг пейзажист; С. Фраут (1852) – архитектурных зданий; Давид Кокс
(1783 – 1859) широко писал воздух и даль. Достопримечательный живописец фигур
Левис (1805 – 1876), Гунт (1790 – 1864), который также писал хорошо цветы и
фрукты; жанрист Топлан, архитектурных построек: Нас, Роберт Гаге, Станфильд,
морских видов – Кук, Дункан; ландшафтных: Фрипп, Гардинг, Бодингтон, Давидсон,
Биркель и проч.
Французские акварелисты как: Деларош, Гуден, Иоганнот занимались более
миниатюрной живописью.
Между настоящими акварелистами, работающими для Франции, отметим: Исабэ-отец,
Губерт – знаменитый французский акварелист и пейзажист. Снимки с его рисунков
распространены повсеместно. Главный основатель, учитель и распространитель
этого рода живописи. Ж. Дюврие, также Гюэ, Фор, портретисты Оливье Грань;
наиболее замечат. по рисованию Вандаел, Шазаль, Редуте (1759 – 1840), Дамен,
Депорг и Мартен Бушер. Из английских – Вадерю (1819 – 79) Дикемпс (жанрист);
Рефит (батальной живописи), Геверни, Гайрер. Из немецких акварелистов
выдвигаются К. Векерс в Лейпциге, Гильдебранд, Бирман в Берлине и Отто –
портретист. B Bене: Гейярях, Штеклер, Зеллени, Агрикола, Фенди, Гауерман; в
Мюнхене – Нейрейтер, в Дюссельдорфе – Шейрен.
Из русских, наиболее выдающихся в последнее время: Раулов – превосходный
портретист и профес., Премацци – пейзажист, великолепно владеющий своей
специальностью. Кроме того можно упомянуть Чернецова и Бориспольца –
замечательный русский художник-любитель, писал одинаково хорошо исторические и
духовные сюжеты, морские виды, портреты, перспективы, семейные сцены масляными
красками, акварелью и гуашью. В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером,
Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым
изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный покойному Императору
Александру II-му во время посещения им Рима. Для акварельной живописи
употребляется или бристольский картон, ватманская бумага или торшон, кисти
беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по
способу Губерта, употребляя сепию, или нейтралтином. Для цветных акварелей
наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская желтая, желтая
охра, терр-де Сиенна натуральная, таковая же жженая, киноварь, кармин гараис,
лак-гараис, кармин жженый, охра красная, венецианская красная, индейская
красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия.
Для получения хорошей акварели следует писать сочно, то есть с обилием воды в
красках и по бумаге, содержимой, во время прикладки тонов и отделки деталей,
всегда влажною. Для сего служат особые рамки (стираторы), дозволяющие во время
письма бумагу смачивать снизу или бумагу кладут на мокрую фланель. Только этим
способом Губерта можно достигнуть мягкости и силы в рисунке.
Акватинта
Акватинта (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальным способом,
подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичанина Gilpui.
Такое гравирование производилось различным образом. По одному способу,
металлическая доска, на которой контуры уже написаны и вытравлены, посыпается
мелко измельченной мастикой или канифолью и нагревается над углями с целью
расплавить этот порошок. От этого между зернышкам
|
|