|
аделли из Палермо академию, достигшую
особенного процветания, благодаря Г. Г. Понтано и потому обыкновенно называемую
Academia Pontaniana. Но еще более важное значение имела Academia Platonica во
Флоренции, учрежденная в 1474 г. Лоренцом Медичи и считавшая в числе своих
членов таких лиц, как Марсилиус Фицинус, Пико делла Мирандолда, Макмавелли и
Анджело Полищано. Она занималась преимущественно философией Платона,
облагорожением итальянского языка и изучением Данте и служила образцом для
многих других обществ подобного рода, образовавшихся в течение XVI в. во всех
более значительных городах Италии. Академия эта, однако, просуществовала лишь
до 1521 г. Преимущественно очищению и облагорожению итальянского языка
посвятила себя Academia della Crusca, основанная в 1582 г. во Флоренции поэтом
Граццини и приобревшая большое влияние, благодаря изданному ею словарю. Ученые
цели преследовала основанная в 1560 г. в Неаполе Academia secretorum naturae
для изучения естественных наук, скоро, однако, подавленная церковью. По образцу
ее, была учрежденная князем Чези в 1609 г. Accademia de'Lincei в Риме, к членам
которой принадлежал и Галилей; она закрылась после смерти Чези (в 1632). Кроме
того, заслуживают упоминания относящиеся к тому периоду Academia antiquaria в
Риме, основанная в 1498 г. Помпонием Лэтом, но подвергшаяся преследованиям папы
Павла II за ересь и языческое направление, и филологическая академия,
учрежденная Алдом Мануцием в 1495 г. в Венеции, принесшая много пользы
критическим изданием древних классиков. Все эти многочисленные общества в
Италии. были свободные А., хотя и покровительствуемые часто государями, но не
содержимые на счет государства. Из Италии, вместе с гуманизмом, А. перешли и в
другие страны Европы. Так, в 1490 г. Иог. Клем. фон Дальберг, по побуждению
Конрада Цельтеса основал в Вормсе императорскую Sodalitas Celtica или Rhenana,
а сам Конрад Цельтес, около того же времени, учредил Sodalitas literaria
Danubiana, с 1498 г. перенесенную в Вену. В то время, как A. della Crusca
послужила образцом для немецких лингвистических обществ XVII в.,
естественнонаучные общества дали образец Royal Society of London (учрежденному
в 1645 г., как частное общество) и германской Леопольдино-Каролинской академии.
Во Франции понятие Академии получило очень важное значение после того, как
Гишелье в 1635 г. превратил скромное частное общество в национальное учреждение,
Academie Francaise, которая впоследствии, во время революции, была соединена с
другими родственными учреждениями под общим названием Institut de France. Это
блестяще содержимое на счет государства, но подвергавшееся сильному влиянию
правительства и двора, национальное учреждение оказывало глубокое влияние на
развит классического направления в литературе Франции. По образцу его
впоследствии стали устраиваться академии в столицах остальных европейских
государств, из которых некоторые также получили характер национальных
центральных институтов. Таковы, напр., академии в Мадриде, Лиссабоне,
Стокгольме и Петербурге. В Англии, Испании и Германии академии не получили
такого национального характера, так как и политические условия, и особенные
условия научного развитая не способствовали здесь централизации. Хотя в
Германии с одной стороны это обстоятельство повело к довольно вредному в
некоторых отношениях раздроблению сил и средств, но за то с другой стороны оно
же и охраняло независимость и разносторонность немецкой науки. Что касается
организации А., находящихся под покровительством и содержимых на средства
государства, то одни из них в своих разветвлениях следуют образцу Парижской
Академии, другие же, как напр. немецкие, имеют особенное устройство. Немецкие А.
обыкновенно распадаются на 2 или на 3 класса, из которых по крайней мере один
класс назначается для математических и систематических наук, а другой – для
философии, филологии и истории. Члены А., в большинстве случаев получающие
жалованье, обыкновенно бывают действительные, почетные и члены-корреспонденты,
причем для своих занятий избирают известную отрасль науки, либо сами, либо по
назначению правительства. Работы членов прочитываются на периодических
собраниях и потом печатаются в «записках» А. (лат. Acta, Commentarii, итал.
Atti, Метопе, франц. Memoirs, англ. Transactions). Кроме того для разрешения
трудных, еще мало исследованных вопросов науки членами предлагаются темы на
премию. Более короткие доклады, отчеты о ходе заседаний, сведения об управлении
и персонале, корреспонденции и т.п. сообщаются публике в особых периодических
изданиях А. или ее протоколах (англ. Proceedings, фр. Bulletins, Comptes
rendus). Надо, однако, заметить, что многие учреждения, будучи Академиями по
характеру, не носят этого названия, а называются просто учеными обществами, и
что с другой стороны название А. применяется к таким ученым обществам, которые
по своему характеру вовсе не могут быть причислены к А. – См. Гримм, «Ueber
Schule, Universitat, Academic» (Берл., 1850).
Самые важные из ныне существующих академий суть следующие: во Франции, наряду с
упомянутым уже Institut de France, с его пятью отдельными А., существуют
многочисленные ученые общества в провинциях, по большей части носящие название
Academie des sciences, belleslettres et arts и отчасти занимающиеся также, в
качестве отдельных отраслей, агрикультурою и исследованием древностей. Из них
особенно замечательны А. в Анжере, Бордо, Клермон-Ферране, Каене, Лионе, Дижоне,
Лилде, Амисне, Аррасе, Марсели, Реймсе, Тулузе, Нанси (Academic de Stanislas),
Руане и Орлеане; все они издают свои «Memoires». Отчет о трудах, напечатанных в
изданиях А. и ученых обществ во Франции, по вопросам истории,
|
|