|
их составляют
рыба, лягушки, ящерицы, змеи, улитки, дождевые черви, полевые мыши, кроты,
насекомые, а также и птенцы; поэтому считается птицею полезною. Яиц кладет 4 –
5, белого цвета и величиною около 8 см. Голос слабый, звуки производить
хлопаньем челюстей; только птенцы, сидя в гнезде, производят писк или что-то
вроде чириканья. Молодого А. легко сделать ручным. Живет очень долго. Длина
белого А. от конца клюва до оконечности хвоста почти 1,3 м., а когда стоит, то
имеет в вышину 1 м. В Африке и Азии встречаются соответствующие означенным
некрасивые зобастые аисты (Leptopilus) с голою шеею; из них марабу часто можно
видеть в зоологических садах.
Айвазовский
Айвазовский (Иван Константинович), профессор живописи и лучший русский маринист,
род. 17 июля 1817 г. в Феодосии. Еще будучи мальчиком он обратил своими
рисунками на себя внимание и благодаря стараниям некоторых, заинтересовавшихся
им лиц, попал в качестве пансионера в академию художеств в 1833 г. Первым его
учителем в области живописи «морских видов» был Филипп Тоннер, от которого он
перенял необходимый для начала механизм писания воды, впоследствии однако ж
оставленный. Первой работой его в этом роде был «этюд воздуха над морем»,
написанный в 1835 г., за который он получил 1-ю серебряную медаль. С тех пор А.
посвятил себя исключительно этому роду живописи. Ежегодно с этой целью делал он
ряд поездок то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая эффекты освещения
и природу моря, и действительно достиг блестящих результатов. Особенно помогала
ему при этом его необыкновенная художественная память, воспроизводившая через
долгий промежуток времени какой-нибудь подсмотренный момент в природе во всей
его начальной силе и полноте. Этим объясняется отсутствие повторений и
монотонности в картинах А. В 1840 г. А. поехал в Италию, а затем посетил
последовательно Германию. Францию, Англию и Испанию. Везде картины его
производили необычайный эффект и слава А., как замечательного
художникамариниста, установилась повсеместно. Из работ А. перечислим: «Высадка
десанта в доме Субания» и «Вид Севастополя» (1840 г.), купленные государем;
«Неаполитанская ночь», «Буря» и «Хаос», написанный им в Риме. «Лодка черкесских
пиратов», «Тишь на Средиземном море» и «Остров Капри», награжденные на
Парижской выставке 1843 г. и доставившие А. звание академика. За «Виды Черного
моря» и «Монастырь св. Георгия», А. признан в 1847 г. профессором. В 1857 г. на
парижской выставке за «Четыре богатства России» наш маринист получил орден
почетного легиона. Из последующих картин назовем: «Зима», «Камыши на Днепре»,
«Стадо овец во время урагана». Из новейших картин А. наиболее замечательны:
«Всемирный потоп», «Момент сотворения Мира» (1864), «Цепь Кавказских гор»(1871).
Выставка его картин во Флоренции (1874) возбудила восторг, и флорентийская
академия художеств предложила ему написать свой портрет для помещения с галерее
палаццо Питти, где собраны портреты знаменитейших художников с эпохи
Возрождения. (Из русских художников такой чести удостоился только Кипренский
1783 – 1836). Во время русско-турецкой войны 1877 А. написал новую серию картин,
а в 1880 г. уже была выставка новых его картин, посвященных различными
эпизодам жизни Колумба. 26 сент. 1887 г. отпразднован 50-летний юбилей служения
А. искусству; юбиляр принес в дар Академии «Пушкин на берегу моря», написанную
им вместе с И. Е. Репиным. (См. Булгaкoвa, «Haши художники» т. I, Спб. 1890).
Академии
Академии, в значении ученых обществ, бывают или частные, так называемые
свободные А., или основанные и содержимые на счет государства публичные
институты. И те, и другие сходны в том, что занимаются наукою не для
практических целей, а для ее самой. Первою академиею подобного рода был
основанный Птолемеем и музей в Александрии. По образцу его, евреи с конца 1 в.
стали устраивать свои А. в Ябне и Тибериаде в Палестине, в Нагардее, Суре и
Пумбедите в Мессопотамии и Вавилонии, служившие рассадниками талмудической
учености, а позднее подобные заведения стали устраивать в своих резиденциях и
арабские халифы, как напр. Аль-Манзор и Аль-Мамун. Основанная Карлом Великим,
по совету Алкуина, академия распалась после смерти императора. В продолжение
следующих столетий на Западе мы не находим и следа академий. Наука и ученость
укрывались в монастырях. Академия изящных искусств, основанная во Флоренции
(1270) Брунетто Латини, учрежденное Фридрихом II Сицилийским в Палермо (в 1300
г.), общество для занятия итальянской поэзией и основанная в 1323 г. в Тулузе
Academie des jeux floraux посвящались лишь поэзии и искусству стихосложения.
Только с возрождением науки и искусства, с половины XV в., в противоположность
церковной и монастырской замкнутости и стесненности, стали возникать общества
ученых и научно образованных людей, стремившихся к более свободному общению
умов. Первым из таких обществ с гуманистической тенденцией следует считать
основанную в 1433 г. в Неаполе Ант. Бек
|
|