|
Словарь Брокгауза и Ефрона
#1
Абакан
Абакан – большая сибирская река в Енисейской губернии, левый приток Енисея,
имеющий длины 496 верст, а поверхность его бассейна 27998,3 кв. в. А. берет
начало в отраслях Саянских гор; его истоки были найдены в 1842 г.
путешественником Чихачевым. На А. имеются пороги, в ущелье, назыв. Дикое и
состоящем из порфира и яшмы.
Аббас
Аббас (Абул-Фадль Эль-Гашими) – дядя пророка Мохаммеда, предпоследний из
многочисленных сыновей Абу-Эль-Мутталиба, родился в 566 г. по Р. X., в Мекке,
от Нутаилы. По смерти своего отца, Аббас занял наследственную в его семействе
должность хранителя священного источника Земзема. Когда Мохаммед начал
проповедовать ислам, Аббас не сразу принял новое учение, хотя жил в тесной
дружбе со своим племянником. Только после битвы при Бедре (624 г.), в которой
последователи пророка одержали блестящую победу над его противниками,
кораишитами, и в которой сам Аббас был взят в плен, он открыто принял ислам,
еще прежде возбудивший в нем сочувствие. Благодаря его могущественному влиянию,
присоединилась к исламу и значительная часть кораишитов. Он помогал Мохаммеду
при завоевании Мекки (630 г.) и остался его верным другом и советником и в
последующее время. По смерти пророка (632 г.), он и Али добровольно приняли на
себя обязанность омовения его тела. Аббас умер в 652 г., окруженный величайшим
уважением. Из четырех его сыновей старший, Абдалла, был основателем династии
Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. вступила на трон
багдадских калифов и в 1258 г., в лице Мотазема, была свергнута с него
монголами. Мотазем спасся бегством в Египет, где вместе с титулом калифа
передал в свой род право высшей духовной власти над мусульманами, пока в 1517 г.
она не перешла к турецким султанам. Потомки Аббасидов до настоящего времени
существуют в Турции и Ост-Индии.
Аббат
Аббат, от слова Abbas (отец), – почетный церковный титул, который, начиная с V
и VI столетия, дается исключительно настоятелям монастырей и таким образом
делается названием церковной должности. То же название только с женским
окончанием, аббатисса, от лат. формы Abbatissa, стали впоследствии давать и
настоятельницам женских монастырей. Пока существовали только монастыри на
правилах, установленных св. Бенедиктом (до начала Х стол.), и название аббата
было общим именем их настоятелей. С Х стол. начали возникать новые духовные
ордена, и монастыри только немногих из них, как напр. Премонстрантов,
Цистерианцев и Трапистов, управлялись аббатами, между тем как у большей части
остальных настоятели назывались: старшинами (majores) (у Камальдулов), приорами
(у картезианцев, иеронимитов, доминиканцев, кармелитов, августинцев и проч.),
гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатиссы были не
только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь
фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали
употреблять этот титул по чувству смирения. Аббаты занимали различное положение
по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчиненным им монахам
их монастырей. Напр. у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется
полною самостоятельностью, между тем как у цистерианцев он бюрократически
подчинен верховному совету в Клерво. Еще прежде причисления монахов к
духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских
правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного
послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; в
прежнее время нередко употреблялись даже телесные наказания, да и теперь аббаты
и аббатиссы пользуются правом, за тяжкие преступления, подвергать своих
подчиненных не только временному, но и пожизненному заключению. У бенедиктинцев
апелляция на карательный приговор аббата подается епископу или папе.
Еще в VI столетии аббаты причислены были к духовному званию, а со времени
второго Никейского собора (757) им предоставлено право посвящать своих монахов
в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в
иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах.
Таких же преимуществ и прав домогались аббатиссы, но не могли получить их уже
потому, что женщинам не дозволяется совершение каких-либо священнодействий. Они
остались подчиненными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались
освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты освобожденных
|
|