|
такие слова, как "кушать", "мясо", "молоко", "печенье", "косточка", "сухарик":
собака реагирует с явным пониманием их смысла, независимо от интонации, с
которой они произносятся. Она возбуждается, облизывается, глядя на хозяина,
лает и с готовностью бежит на место, где ее кормят, или к холодильнику. Причем
в зависимости от того, что она больше любит, различается степень возбуждения.
Название особо любимых вещей сразу вызывает у нее бурную реакцию: она лает,
подпрыгивает на месте, стремглав бежит к шкафчику, где держат лакомство, если
произнести название обычной пищи, то пес может просто насторожится или
облизнуться.
Наши собаки знают имена членом семьи и наших знакомых, клички своих
приятелей и врагов и даже названия мест, где они часто гуляют. Прекрасно
различают они "пошли гулять" и "поехали" - значит, предстоит дальняя вылазка с
хозяином, чему они бывают страшно рады. С удивлением замечаешь иногда, как с
пониманием реагирует собака на целые фразы. На прогулке бросишь ей вскользь:
"Подожди меня!" - и смотришь, она стоит, обернувшись на тебя и терпеливо ждет.
Скажешь ей: "Отойди, пожалуйста, я сейчас занята" - и она, вздохнув, отходит,
ложится на место, терпеливо ожидая, когда ты обратишь на нее внимание.
Собираешься в командировку - она радостно крутится около сумок, полагая, что ее
тоже берут. Говоришь ей: "Я тебя не возьму, ты останешься дома" - и она
понимает, отходит и грустным укоряющим взором провожает тебя.
Но все же собаке легче ориентироваться на интонацию. Скажите своему питомцу
ласково: "Какая противная собака" - и он воспримет это как похвалу, а теперь
резким голосом: "Красивая собака" или "Хорошая собака" - и она решит, что ее
ругают. Но, с другой стороны, она будет недалеко от истины, ведь интонация
может поменять значения фразы с точностью до наоборот. К.Лоренц приводит в
своей книге два примера дифференцированного реагирования собак на близкие по
созвучию слова. Так, у знатока психологии животных Сарриса, имевшего трех
овчаров с похожими именами: Харрис, Арис и Парик, все овчарки четко различали
свои клички, и реагировала только та, к которой в данный момнт обращались.
Шнауцей Аффи по-разному реагировала на слова "Катци", "Шпатци", "Наци" и
"Эйкхатци", обозначавшие соответственно "котенок", "воробушек", кличку ручного
ежи и "белочку".
Для того чтобы собака освоила значения слов и фраз, необходимо регулярно
обращаться к ней короткими фразами с различной интонацией. А владельцу понять
своего питомца поможет наблюдательность и знание того, что эти звуки означают
при общении собак между собой.
КАК И О ЧЕМ "РАЗГОВАРИВАЮТ" СОБАКИ?
Щенки издают звуки с первых дней жизни. Классик биоакустик Г.Темброк в 1976
голу опубликовал большую статью, в которой анализировал звуки, издаваемые
многими видами собак, в том числе и домашними собаками. Несколько страниц его
работы посвящено развитию акустической сигнализации у домашних собак. Он
выделил восемь типов звуков у щенков: брюзжание, тремолирующий писк
(неравномерный звук, напоминающий трель), отрывистый писк, просто писк и,
наконец, лай. В первые дни после рождения щенята чаще всего ворчат и пищат.
Лаять она начинают только на девятый-двенадцатый день, хотя и в это время лай
малышей слышен очень редко. Несмотря на структурные отличия, все издаваемые
щенками звуки направлены в основном на привлечение внимания матери. Только
крик-вопль - это боль и обида. Звуки щенячьего возраста сохраняются у животных
и во взрослом состоянии, только значение их может несколько измениться.
Рассматривая звуки у взрослых представителей семейства собачьих, Г.Темброк
по структуре выделяет десять типов, девять из которых встречаются у домашних
собак: протяжный скулеж, смешанная форма скуления и визга, скуление, звонкое
скуление, вой, лай, рычане-шипение, сопение-храп, брюзжание. Если рассматривать
эти звуки по функциональному значению, то их лучше объединить в пять групп: лай,
скуление или писк, визг, вой и рычание (ворчание). Е.Бергман в книге
"Поведение собак" выделяет еще вопль - выражение боли или резкого испуга (здесь
объединение с визгом), вздохи, храп, кашель и чихание. Последние четыре типа
звуков не имеют коммуникационного значения. Е.Бергман не отмечал на них реакции
со стороны других собак. Кроме перечисленных звуков собаки могут издавать еще
стон. Его, в частности, регистрировали М.Герд и его сотрудники, проводившие
опыты и тренировки собак перед космическими полетами. Стоны когда собаки
оставались длительное время в одиночных камерах без общения с людьми и другими
собаками. Некоторые собаки видят сны, когда спят. Она перебирают лапами и
издают сдавленный лай.
Лай - настолько обычный и часто употребляемый звук, что даже малыши, едва
научившиеся говорить, характеризуют собак именно этим звуком - "гав-гав".
Однако собаки породы бассенджи не умеют лаять. Это собаки рыжего цвета,
некрупные, распространены в основном в Африке. Порода, видимо, очень древняя,
из охотничьих, у которой в результате отбора на молчаливых особей генетически
закрепилось неумение лаять. Все остальные звуки бассенджи издают так же, как и
собаки других пород.
Обычно лай собак связывают с защитой дома и хозяина. У волков этот звук
встречается довольно редко, и, по-видимому, не связан с охраной логова. Однако
завывания со взлаиваниями, вероятно, имеют значение предупреждения об опасности.
А.Никольский наблюдал, как волчица коротким взлаиванием запрещала волчатам
отвечать на подвывку человеку и уводила щенков от опасного места. Тихим глухим
взлаиванием волки привлекают внимание членов стаи.
У собак в общем между собой лай сохраняет значение команды к сбору или
вниманию. Так, Е.Бергман описывал, как мать-такса лаем подзывала дочь, а вожак
стаи (тоже такса) собирал свою группу. Часто лай используют собаки при
|
|