|
Соч.: Кто мой отец? Сборник пьес, Алма-Ата, 1958;
[Пьесы], в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958.
Лит.: Казахстанские советские писатели. Биографические справки,
Алма-Ата, 1949, с. 52-54; Ауэзов М., На пути к реалистической драме,
"Советский Казахстан", Алма-Ата, 1954, № 11. Н. Л.
АБЛЕСИМОВ, Александр Онисимович [27. VIII (7.IX).1742-1783]-рус.
писатель, драматург, либреттист. Лит. деятельность начал в 1759. В 1769
написал комедию "Подьяческая пирушка".
Лучшее произведение А.-либретто оперы "Мельник - колдун, обманщик и
сват" (пост. в 1779 в Москве, затем в Петербурге). Музыка оперы была
составлена М. М. Соколовским из рус. песен по указанию А.;
предполагается, что с 1792 опера исполнялась с музыкой Е. И. Фомина.
Опера (из крестьянского быта) отличалась живостью диалога, близкого к
разговорному языку, имела большой успех и долго сохранялась в репертуаре
т-ров. А. принадлежат также тексты комич. опер "Счастье по жребию" (изд.
1779, не пост.) и "Поход с непременных квартир" (музыка Эккеля, пост. в
Москве).
В 1780 А. написал для открытия Петровского т-ра в Москве аллегорич.
диалог "Странники". Комич. оперы А.. наряду с операми Майкова, Княжнина,
Попова, Николева, характеризуются реалистич. тенденциями.
АБЛЕЦ. Исаак Михайлович (1778-1829)'- русский артист балета,
балетмейстер. Ученик И. И. Валь-берха. В 1796 окончил Петерб. театр.
школу и в том же году был принят фигурантом в петерб. балетную труппу
имп. т-ров. А. был ярким характерным танцовщиком, одним из первых
балетмейстеров, ставивших на балетной сцене русские нар. пляски и танцы
др. народов. Изучая нар. пляски, он сочинял сюжеты для балетов на
фольклорном материале и участвовал в них как танцовщик. Разрабатывал
жанр балета-дивертисмента на патриотич. темы. В 1807 был командирован в
Москву, где в 1809-10 занимал должность балетмейстера моек. т-ров. Им
были поставлены дивертисменты: "Семик, или Гуляние в Марьиной роще"
Давыдова (1815), "Подмосковная девушка" (1812), "Праздник донских
казаков" (1815) и др.; балеты:
"Праздник в стане союзных армий" (1814) и "Любовь к отечеству" (1814)
Кавоса, "Мельник-колдун, обманщик и сват" (сюжет по мотивам оперы
Аблесимова, 1815) и др. Занимался педагогич. деятельностью - преподавал
танцы. В 1817 А. оставил сцену.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1937; Г л у ш к о в-о кий А., Воспоминания
балетмейстера. Л.- М., 1940 (см. предисловие Ю. Слонимского); Красовская
В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М.,
1958. Юр. Б. АБЛЙЕВ, Мухамед Шарифович (13.VII.1902 - 1941) - татарский
советский драматург. Член КПСС с 1922. Лит. деятельность начал в 1922.
Написал пьесы "Две свадьбы" (изд. 1925), "Шамсикамар" (1938, Т-р им.
Камала, Казань) о тяжёлой участи тат. женщины в старой дореволюц.
деревне, широко вошедшую в репертуар тат. театров (пер. на узб. яз. и
пост. в т-ре им. Хамзы, Ташкент), "Лейтенант" (изд. 1940). Погиб на
фронте. X. К. АБОВЯН, Хачатур [1805, с. Канакер,-2(14).1У. 1848, неизв.)
- армянский писатель, педагог, просветитель. Основоположник новой арм.
литературы. Учился в Дерпт-ском (Тартуском) ун-те. Автор известного
романа "Раны Армении" (1841) и др. соч. А. написал и неск. драм.
произведений. Создал первую арм. драму на новом лит. яз. (ащхарабаре) -
"Феодо-ра, или Дочерняя любовь" (1841, самостоят, разработка сюжета
"Параши-сибирячки" Полевого); написал комедию "Забавы детей" (для
школьного т-ра). Творчество А. имело большое значение для утверждения
передового демократич. направления в арм. иск-ве.
С о ч.: Полное гобр. соч. в 10 томах, Ереван, 1947-59 (тт. 3 и 4), на
арм. языке. J5 Т
АБОЛЙМОВ, Петр Фёдорович (р. 3.VIII. 1905)- русский советский
драматург-либреттист. Член КПСС с 1943. Автор либретто к балетам:
"Доктор Айболит" Морозова (1947, Новосибирский т-р оперы и балета),
"Медный всадник" Глиэра (1949, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова),
"Мирандолина" Василенко (1949, Большой т-р), "Берег счастья" Спадавеккиа
и "Лесная фея" Ефимова (по мотивам сказок Горького) (1948, 1960,
Музыкальный т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) и др. Б. X,
АБОНЕМЕНТ (франц. abonnement-уплата вперёд, подписка)-право
пользования местом в т-ре (концертном зале) в течение известного срока
на определённые спектакли, оплачиваемое вперёд (полностью или частично).
Театральный А.возник в 90-х гг. 17 в.в Италии (первоначально только в
опере). Лица, арендовавшие ложи, имели право располагать ими по своему
усмотрению. Позднее (с 18 в.) появились А. и на отдельные кресла (места)
в партере. Введение системы А. во Франции относится к нач. 18 в. (т-р
"Комеди Италь-енн"). Особую форму система А. получает в Германии,
Австрии, где А. предназначались (обычно на сезон) для придворной знати.
Со 2-й пол. 18 в. А. получил распространение в большинстве оперных т-ров
мира. В наст. время в практике зарубежных т-ров А. имеет меньшее
распространение. Из специфич. видов А. известны, напр., т. н.
четверговые дневные А. для молодёжи на классич. спектакли в парижских
т-рах, А. на спектакли аристократов-любителей в Венесуэле, А. на
спектакли университетских т-ров в США и т. п.
В России А. возник одновременно с появлением первых профессиональных
|
|