|
произв. классич. лит-ры. А.-Я. инсценировал, пост. и оформил здесь
спектакли "Русалка" по Пушкину, "Тарас Бульба", "Майская ночь", "Кузнец
Вакула" по Гоголю, "Дон Кихот" по Сервантесу, "Конёк-Горбунок" по Ершову
и др. С 1898 А.-Я. был режиссёром, с 1901 - гл. режиссёром и зав. театр.
частью Петербургского попечительства о народной трезвости, ставил
феерии, водевили, оперы. В 1918 А.-Я. организовывал массовые
инсценировки на петерб. площадях.
Лит.: Русские народные гулянья (по рассказам А. Я.
Алексеева-Яковлева). В записи и обработке Евг. Кузнецова, Л.-М., 1948.
М. И.
АЛЕКСЙД ("Aegig) (ок. 372-276 до н. э.)- древнегреческий комедиограф.
Род. в Туриях. Жил в Афинах. Писал в жанре средней аттической комедии.
Обучал иск-ву писать комедии своего племянника - драматурга Менандра.
Сохранились названия и отрывки ок. 130 его пьес.
А. первым на афинской сцене вывел образ параси-та, получивший
разработку еще в сицилийской комедии Эпихарма.
Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. 2, Lipsiae,
1884. Д С.
АЛЕКСЙДЗЕ, Димитрий Александрович [р. 23. II (8. III). 1910J -
грузинский советский режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Член КПСС с
1954. Род. в Тифлисе в семье врача. В 1934 окончил режиссёрский
факультет ГИТИСа. С 1936 - режиссёр, с 1959 - гл. режиссёр (худ. рук.)
Т-ра им. Руставели (Тбили-си), в к-ром пост. спектакли: "Хозяйка
гостиницы" (1936), "Невеста из афиши" Гольдони (1942), "Герои Крцаниси"
Шаншиашвили (1943), "За тех, кто в море" Лавренёва (1946), "Глубокие
корни" Гоу и д'Юссо (1947), "Первый шаг" по Г. Церетели (1948),
"Нико-лоз Бараташвили" Мревлишвили (1949), "Семья" Попова (1950), "Пэпо"
Сундукяна (1951), "Васса Желез-нова" (1954); "Кваркваре Тутабери"
Какабадзе (1959). В пост. трагедии Софокла "Царь Эдип" (1956) и
"Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела (1960) чётко определились
особенности творчества А.: тонкое чувство сценич. формы, внимание к
раскрытию дарований актёров. А. создал монументальные спектакли,
новаторски претворяющие на сов. сцене античную драматургию и нац.
классику. С 1939 А. ведёт педагогич. работу в Груз. театр. ин-те (зав.
кафедрой актёрского мастерства). Автор книги "Вопросы воспитания актёра"
(на груз. яз., 1956). Л. П.
АЛЁКСИ-МЕСХИШВЙЛИ (Алексеев-Мёс-хиев,Ладо Месхишвил и), Владимир
Сар-дионович [16(28). II. 1857, Тифлис,- 24.XI. 1920, там же] -
грузинский актёр и режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР. Род. в семье врача.
Учился в Моск. ун-те (на медицинском ф-те). Не окончив ун-та по болезни,
вернулся на родину и занялся педагогич. деятельностью. Одновременно
принимал участие в рус. любительских спектаклях. В 1881 вступил в
Тифлисскую груз. драм. труппу. В 1887-90 и в 1906-10 работал в рус.
т-рах (в 1906-07 - в МХТ). В
1890-96 и с 1910 руководил Тиф лисским, в 1897-1906 - Кутаис ским
груз. драм. т-рами. А.-М горячо откликнулся на револю цию 1905; ставил и
исполняв гл. роли в спектаклях, выражав ших идеи протеста против
социальной несправедливости, идея революц. борьбы ("Кай Гракх:
Монти, "Ткачи" Гауптмана и др.) выступал на митингах с чтением
революц. стихов, принимал уча стие в боях на баррикадах. Е своём
героико-романтич. творчестве А.-М. выражал передовые нац.-освободит, и
революционно-демократич. устремления сов р. ему общества. Создал значит,
трагедийные образы. Яркая эмоцио-нальйость сочеталась в игре А.-М. с
реалистич. разработкой, глубоким анализом ролей. Среди лучших работ
А.-М.: Леван Химшиа-швили ("Родина" Д. Эристави), Гоча ("Коварная
Тамара" Церетели), Гайоз Пагава ("Брат и сестра" Гуния), Юсов ("Доходное
место"), Незнамов; Расплюев ("Свадьба Кре-чинского"), Франц Моор,
Гамлет, Отелло; Эдгар ("Король Лир"), Кай Гракх (о. п. Монти), Уриэль
Акоста (о. п. Гуцкова), Тартюф. С 1890 А.-М. занимался режиссёрской
деятельностью, первый на груз. сцене поставил вопрос о значении
ансамбля. Был видным педагогом, воспитавшим многих мастеров груз, т-ра.
Выступал на эстраде с чтением "Записок сумасшедшего" Гоголя и др. В
1916-18 снимался в кинофильмах ("Отцы и дети", "Бог мести"). Перевёл на
груз. яз. ряд пьес. В 1930 (десятилетие со дня смерти) А.-М. посмертно
было присвоено звание Нар. арт. Груз. ССР. Имя А.-М. носит Кутаисский
драм. т-р п одна из улиц в Тбилиси.
Л И Т.: CQ о о з :) с)'" С? ЭдЬЬоЭз00" ooowo-Lo, 1938; b'o'Sioo o.,
rocnbo Зсп(ДпДо, ODO-obo, 1949; 3 о (n 3 ., opc ЭоЬЬозоо, cr?o"o-bo.
1957; б"() о Э о б г з о Ъ., оо ЬпЪспЕю ЭпЬЬозо"-cr)?, oooobo, 1957.
Б у х н и к а ш в и л и Г., Грузинский театр в период революции
1905-1907 гг., в сб.: Первая русская революция п театр. Л., 1956. Г. Б.
АЛЕКСИС (Alexis), Поль (16. VI. 1847-28. VIL 1901) - французский
писатель, журналист, драматург. Еще в коллеже начал писать стихи,
позднее сотрудничал в газетах и журналах. Ученик и последователь Э.
Золя, участник сб. "Меданские вечера" (1880)- манифеста натуралистов.
Деятельность А. тесно связана со "Свободным театром" А. Антуана, творч.
искания к-рого он поддерживал в печати и для к-рого инсценировал свою
новеллу "Конец Люси Пеллегрен" (изд. 1880; пост. 1888), роман "Братья
Земгано" бр. Гонкур (1890), написал комедию "М-ль Помм" (1879). В 1890-х
гг. 19 в., в период усиления во франц. т-ре антиреалистич. тенденций, А.
|
|