|
нового времени.
Играл характерные и драматич. роли: Саркис, Парсиг ("Ещё одна
жертва", "Разоренный очаг" Сундукяна), Муромский ("Свадьба
Кречинского"), Клавдий ("Гамлет") и др. Б. А.
АВАНЛОЖА (от франц. avant - впереди и loge- маленькая комната, ложа)
- небольшая комната перед ложей, где зрители оставляли верхнее платье и
отдыхали в антрактах. А. характерны для т-ров, сооружённых в 18-19 вв.
со зрительным залом, ярусы к-рого разделены на ложи. Возникновение А.
связано с тем, что ложи прежде абонировались целиком отдельными семьями.
В т-рах, построенных в 20 в. (где количество лож сведено к минимуму), А.
имеются гл. обр. nJ)H ложах дирекции. v И .Ф.
АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены-коробки. Занимает пространство,
равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В
качестве игровой площадки А. широко использовалась в оперных и балетных
спектаклях. В драм. т-рах А. служит преим. местом действия для небольших
сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между осн.
картинами спектакля. Отдельные режиссёры выносили на А. основное
действие, расширяя тем самым игровую сценич. площадку за пределы
портальной арки. Однако обычная А., с её относительно небольшими
размэрамн, для этой цели не подходила. К концу 19 в. относятся поиски
новой планировки сцены с сильно развитым просцениумом, который
используется с тех пор в самых различных вариантах. И. Ф.
АВАНЦЯНУС (Avancmus), Николаус (1611-85)- австрийский драматург.
Профессор этики, риторики и философии в иезуитских коллегиях. Наиболее
известны его пьесы "Иосиф" (1650), "Побеждающее благочестие" (1659),
"Кир" (1673). Пьесы А. на историч., мифологич. и совр. темы,
проповедовавшие покорность католич. церкви и габсбургской монархии,
ставились в иезуитском т-ре. Спектакли отличались обилием сценич.
эффектов, сопровождались хором и балетом. Для произведений А. характерно
сочетание изображения реальной жизни с элементами фантастики. Эту
особенность творчества А. развивали австр. драматурги А. Глейх, Ф.
Раймунд, Ф. Грильпарцер.
Лит.: Резанов В. И., К истории русской драмы. Экскурс в область
театра иезуитов, Нежин, 1910; Fie m-m i n W.. Greschichte des
Jesuitentheaters in den Landern deutscher Zunge, B., 1923. Д. Лоб.
АВАРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ГАМЗАТА ЦАДАСЫ- создан в 1935 в сел.
Хунзах Даг. АССР. С 1943 работает в Буйнакске. Среди основоположников
т-ра - А. Магаев, Д. Халилбеков, 3. Набиева, Б. Инусилов, П. Хизроева,
С. Алибеков, Г. Гусейнов, Г. Гимбатов, А. Омаров. Т-р открылся 15 марта
спектаклем "Хаким дохтур" Малачханова. На сцене т-ра были осуществлены
спектакли: "Честь" Мдивани (1936), "Тулпар" Абдуллаева (1937), "Ай-демир
и Умагайнат" Цадасы (1938), "Любовь Яровая" (1938); "Горцы" Фатуева
(1939). Спектакли эти отражали борьбу народа за Сов. власть, обличали
косность, пережитки прошлого, религиозные предрассудки и т. д.
В годы Отечеств, войны были пост. спектакли:
"Вазалай" Цадасы, "Широкий путь" Абдуллаева, "Суровые дни" Хуршилова
- о борьбе с фашизмом;
"Хочбар" Капиева - о легендарном герое, "Аршин мал алан" У.
Гаджибекова. Лучшие спектакли 40-50-х гг.:
"Вдохновенная певица" Залова, "Сапожник" Цадасы, "Отелло", "Проделки
Скапена". Т-р обслуживает районы и аулы Аварии, ок. 6 месяцев в году
работает в Буйнакске.
В 1935-39 режиссёрам т-ра был А. Магаев, с 1939- П. П. Шияновский, в
1954-57 - П. В. Джапаридзе. С 1957 гл. реж. театра - Б. Т. Борукаев. В
труппе т-ра (I960): нар. арт. РСФСР 3. Набиева, засл. арт. РСФСР П.
Хизроева, А. Мамаева, Б. Инуси-лов, нар. арт. Даг. ССР А. Курбанова, М.
Аба-сов, М. Абдулхаликов и др. В 1955 в состав т-ра вошла группа молодых
актёров, окончивших ГИТИС. В 1960 т-р принимал участие в Декаде
дагестанского иск-ва и лит-ры со спектаклями "Горянка" Гамзатова и "По
горным дорогам" Закарьяева и Даудова. Эти спектакли показали стремление
коллектива к искренней реалистич. игре, поэтич. изображению жизни
народа. М. Я.
АВГУСТ - клоунское амплуа в западноевропейском цирке; в русском цирке
носит название рыжий. Первые исполнители этого амплуа, развлекавшие
публику в паузах между номерами, создавали образ бестолкового,
суетливого рабочего манежа (униформиста), получившего наименование
"глупого А." (нем. Dummer August, отсюда и возник термин "А."). Неловкие
движения А. ещё больше подчёркивали быстроту и слаженность действий
настоящих униформистов, подтянутых и расторопяых. Постепенно образ А.
приобрёл самостоят, значение, не связанное с работой униформистов. В
конце 19 в. клоуны Т. Беллинг, Дж. Гюйон, Уиддиком, выступавшие как А.,
разыгрывали в паре с белым .клоуном спец. маленькие пантомимы и сценки
(антре). В этих сценках А. представал грубоватым, но детски-наивным
хвастуном и неудачником, UP лишённым хитрости. Однако эти черты
существенно изменялись в трактовке различных артистов. Костюм и грим А.
приобрели условный характер: неестественно широкие бесформеннме брюки и
длинный пиджак, огромные ботинй1, буффонный грим. Кю-мизм достигался
также' особыми движениями, восклицаниями, интонацией, карикатурным
смехом и плачем. Игра 1 А. строилась на контра стах. Рядом с партнёром -
белым клоуном, одетым в усыпанный блёстками стилизованный костюм, с
|
|