|
энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум
первый выступил с самым решительным протестом, которого не прекращал до конца
своей жизни, несмотря на энергичные преследования сначала со стороны Никона, а
затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 Аввакум брошен
был
в подвал Андрониевского монастыря, сослан в Тобольск, но так как и здесь не
переставал "ревностно бранить ересь Никонову", то переведен был в Енисейск, а
затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение
завоевать Даурию (Забайкальская обл.). Шесть лет провел Аввакум в Даурской
земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы
неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям. В 1663 Аввакуму
позволено было возвратиться в Москву, но через год, вследствие челобитной,
поданной царю Алексею Михайловичу, в которой обличалась в ереси вся Русская
Церковь, сослан был в Мезень, где пробыл около полутора лет. В 1666 Аввакум
возвращен был опять в Москву, где на проходившем в это время Соборе его
пытались
заставить отказаться от поднятой им оппозиции; но Аввакум остался непреклонен и
в 1667 вместе с сообщниками Лазарем-попом и Феодором-дьяком сослан был в
Пустозерский острог на Печоре. После четырнадцатилетнего, полного суровых
лишений заключения, во время которого Аввакум все еще не переставал поучать
единомышленников через послания, вследствие резкого письма царю Феодору
Алексеевичу, в котором поносил всю Русскую Церковь и хулил царский дом,
приговорен был вместе с сообщниками к сожжению.
С. Ю.
АВГУСТ, восьмой месяц в году, древнерусское название - "серпень", от слова
"серп", время жатвы. На Севере России он именовался "зарев", от сияния зарницы.
В крестьянском быту август нередко носил название "зорничника", в котором
нельзя
не видеть измененного названия "зарев". Русские крестьяне говорили: "Август
крушит и круглит. В августе каторга, т. е. три заботы мужику: косить, пахать да
сеять. Овсы да льны в августе смотри! В августе серпы греют, вода холодит.
Бабам
и в августе праздник".
Основные народные приметы по дням августа были таковы: 1. Происхождение
честных древ Животворящего Креста Господня. Первый, мокрый, медовый Спас.
Пчелиный праздник. На Маковея собирают мак. Дождь на Маковея - мало пожаров. Во
что Маковея, в то и разговенье. На первый Спас святи колодцы, венки! На мокрый
Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку; 2. Перенесение
мощей первомученика архидиак. Стефана. Степана Сеновала. Каково второе число
августа, таков и сентябрь. На Степана поят лошадей через серебро; 3. Прп.
Исаакия. Исакия Малинника. Каково третье число августа, таков и октябрь. На
Исакия вихри - крутая зима; 4. Св. семи отроков в Ефесе и прмц. Евдокии.
Авдотьи
Сеногнойки. Каково четвертое число августа, таков и ноябрь; 5. Мч. Евсигния.
Евсигнея Житника. Каково пятое число августа, таков и декабрь. В этот день
заклинают жито, обращаясь на все четыре стороны и призывая Мать Сыру Землю; 6.
Преображение Господне. Яблочный Спас. Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу
припас; освящают плоды и мед, едят яблоки, а до него только огурцы. Встреча
осени, осенины, проводы заката солнца в поле с песнями; подрезывают соты и
снимают плоды. Каково шестое число августа, таков и январь; 10. Мч. архидиак.
Лаврентия. Коли на Лаврентья вода тиха, то и осень будет тиха и зима не
вьюжная;
11. Мч. архидиак. Евпла; 15. Успение Пресвятой Богородицы. С Успленья солнце
засыпает. Успенщина, Госпожинки. Конец жатвы; складчины, братское пиво,
последний, именинный сноп. До Успленья пахать - копну лишнюю сажать. На Успенье
огурцы солить, на Сергия капусту рубить. Молодое бабье лето с Успенья по Семен
день; 16. Праздник Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа. Спас на
полотне, третий Спас, хлебный Спас. Третий Спас хлеба припас. Первый Спас на
воде стоят, второй - яблоки едят, третий - полотна продают, хлеб припасают.
Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса; 18. Мчч. Флора и Лавра. Лошадиный
праздник, кропят их на Флора и Лавра. На лошадях не работают, чтоб падежа не
было. Сей озимь от Преображения до Флора, чтоб не было флоровых цветиков. С
Флора и Лавра осенние утренники. С Флорова дня засиживают ретивые, а с Семена -
ленивые; 19. Мч. Андрея Стратилата. Стратила Тепляка. Стратилатов день приспел,
овес поспел; 22. Мч. Агафоника. Агафона Огуменника. Полагают, что в эту ночь
леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы
по
гумнам. Поэтому его стерегут, тулуп надев навыворот и с кочергою в руках; 23.
Мч. Луппа. Лупа Брусничника. Луповские морозы. На Лупа мороз лупит овес. Первые
|
|