|
В память этого благодатного знамения и для всегдашнего благодарения Господа
Бога
и Его Пречистой Матери был установлен ежегодный крестный ход, при котором
чудотворная икона приносилась из Абалака в Тобольск к 8 июля и оставалась здесь
в соборе до 23. С Абалацкой иконы есть несколько копий в разных местах Сибири,
также благоговейно чтимых местными жителями. Абалацкую икону особо почитали
царь
Николай II и Григорий Распутин.
Празднуется 20 июля/2 августа.
Прот. И. Бухарев
АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ мужской монастырь, Тобольская еп., в окрестностях
Тобольска, при с. Абалаке, на берегу Иртыша. Основан в 1783 епископом Варлаамом
I, по приказанию которого сюда был переведен мужской Богоявленский монастырь из
села Невьянского, Пермской губ. (бывшей тогда Тобольской), и назван Знаменским
в
честь известной во всей Сибири и находящейся в сем монастыре чудотворной иконы
Абалацкой "Знамения" Богоматери.
В н. XX в. церквей в монастыре было три: холодная во имя Св. Троицы, теплая,
зимняя, - во имя "Знамения" Пресвятой Богородицы, с приделами: правым - во имя
Николая Чудотворца и левым - во имя прп. Марии Египетской. Третья церковь
находилась в среднем ярусе колокольни, во имя Вознесения Господня.
В монастыре имелась больница для братии, бесплатная лечебница для приходящих
и гостиница для посетителей-богомольцев. Ведению Абалацкого монастыря подлежал
скит во имя св. архистратига Михаила, находящийся от монастыря в 30, а от
Тобольска в 10 верстах. В скиту был введен древний чин пения дванадесяти
псалмов; женщины в скит не допускались.
АБРАМОВ Федор Александрович (20.02.1920-14.05.1983), русский писатель.
Родился в Верколе Архангельской обл. Во время Великой Отечественной войны
офицер
военной разведки. Окончил Ленинградский университет. В н. 1950-х принимал
участие в борьбе против космополитов. В своих романах: "Пряслины" (трилогия,
1958-73), "Дом" (1978); повестях и рассказах: "Пелагея" (1969), "Деревянные
кони" (1970) и др. - раскрывал тяжелую судьбу крестьянства на Русском Севере в
годы советской власти, показывал духовно-нравственное превосходство крестьян
над
многими городскими жителями.
АБРАМЦЕВО, усадьба, историко-художественный и литературный музей-заповедник
в
Сергиево-Посадском р-не Московской обл., на р. Воре (приток Клязьмы). С 1843
Абрамцево принадлежало писателю С.Т. Аксакову. В 1870 усадьбу приобрел
промышленник и меценат С. И. Мамонтов. Здесь часто бывали и работали И.Е. Репин,
В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, Ф.И. Шаляпин, М.Н.
Ермолова, Г.Н. Федотова, К.С. Станиславский. В 1882 Е.Д. Поленовой создана
мастерская резьбы по дереву, в 1889 - мастерская майолики, в которой работал М.
А. Врубель.
Сохранились деревянные усадебный дом сер. XVIII в., в парке постройки в
"русском стиле" - "Студия" (1872), "Терем" (1873), церковь (1881-82), "Избушка
на курьих ножках" (1883). В музее - работы бывавших здесь художников.
АВВАКУМ (Аввакум Петров) (1621-1682), глава старообрядчества, идеолог
раскола
в Православной Церкви, протопоп, писатель. Родился в семье священника. Рано
лишившись отца, 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного
друга
своей многострадальной жизни. Ок. 1640 назначен был священником с. Лопатиц, а
затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегством в Москву,
вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения разных
пороков. В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Стефану
Вонифатьеву и протопопу Казанского собора Иоанну Неронову, Аввакум привлечен
был
к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом патр. Иосифом и
состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими
оригиналами. С 1652, по смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено
было
патр. Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и
Аввакум, не знавшие греческого языка, были устранены. Новое исправление вызвало
оппозицию со стороны крайних приверженцев буквы обряда, которые стали видеть в
нем посягательство на чистоту древней веры и благочестия. Обладая редкой
|
|