|
воплотившим в себе наиболее характерные черты государственного, религиозного и
бытового мировоззрения своих современников. Россияне искренне любили своего
монарха. Самая наружность государя располагала в его пользу: в живых голубых
глазах светилась искренняя доброта, лицо было полно и румяно, ободряя и
обнадеживая собеседника выражением добродушной приветливости, не мешавшей,
впрочем, серьезности и важности, приличествующей Августейшей особе. Полная
фигура царя сохраняла осанку величавую и чинную, подчеркивая сознание Алексеем
Михайловичем важности и святости сана, возложенного на него Самим Господом
Богом.
Редкие душевные достоинства царя пленяли даже иностранцев. Их отзывы говорят
о том, что "царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и
украшен редкими добродетелями, он покорил себе сердца всех своих подданных,
которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним". При своей
неограниченной власти, отмечают они, "царь Алексей не посягнул ни на чье
имущество, ни на чью честь, ни на чью жизнь". Он "такой государь, какого бы
желали иметь все христианские народы, но немногие имеют".
В домашней жизни он (как, впрочем, и его державные предшественники) являл
собой образец умеренности и простоты. Три, много если четыре, комнаты рядом,
одна возле другой, служили для него весьма достаточным помещением. Были они не
особенно обширны, своим простором равняясь обычной крестьянской избе (три
сажени
в длину и столько же в ширину). Внутреннее убранство покоев тоже немногим
отличалось от крестьянского: те же лавки вдоль стен, та же утварь, и лишь
кресло
для самого государя - роскошь невиданная - выдавало с первого взгляда комнату
царя.
Знаменитый исследователь старинного русского быта Иван Егорович Забелин,
опубликовавший в начале века обстоятельное многотомное исследование "Домашний
быт русских царей в XVI и XVII столетиях", так описывает распорядок дня Алексея
Михайловича:
"Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий, при пособии
спальников и стряпчих, подавал государю платье и одевал его. Умывшись, государь
тотчас выходил в Крестовую палату, где его ожидали духовник или крестовый поп и
крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял государя крестом,
возлагая его на чело и ланиты, причем государь прикладывался ко кресту и потом
начинал утреннюю молитву; в то же время один из крестовых дьяков поставлял
перед
иконостасом на налое образ святого, память которого праздновалась в тот день.
По
совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, государь
прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святою водою...
После моленья крестовый дьяк читал духовное слово - поучение из особого
сборника "слов", распределенных для чтения в каждый день на весь год... Окончив
крестовую молитву, государь, если почивал особо, посылал ближнего человека к
царице в хоромы спросить о ее здоровье, как почивала? Потом сам выходил
здороваться с нею в переднюю или столовую. После того они вместе слушали в
одной
из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню.
Между тем, с утра же рано собирались во дворец все бояре, думные и ближние
люди - "челом ударить государю" и присутствовать в Царской Думе. Поздоровавшись
с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении всего собравшегося
боярства шествовал, в часу девятом, к поздней обедне в одну из придворных
церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в храм или
монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные
праздники и торжества государь всегда присутствовал при всех обрядах и
церемониях. Поэтому и выходы в таких случаях были гораздо торжественнее.
Обедня продолжалась часа два. Едва ли кто был так привержен к богомолью и к
исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как цари. Один иностранец
рассказывает о царе Алексее Михайловиче, что он в пост стоял в церкви часов по
пяти или шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие
праздники по полуторы тысячи.
После обедни, в комнате в обыкновенные дни государь слушал доклады,
челобитные и вообще занимался текущими делами. Заседание и слушание дел в
комнате оканчивалось около двенадцати часов утра. Бояре, ударив челом государю,
разъезжались по домам, а государь шел к столовому кушанию, к которому иногда
приглашал некоторых из бояр, самых уважаемых и близких.
После обеда государь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерни часа три.
В вечерню снова собирались во дворец бояре и прочие чины, в сопровождении
которых царь выходил в верховую церковь к вечерне. После вечерни иногда тоже
случались дела и собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до
ужина государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми. Во время
|
|