|
художеств группы ее выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся
впоследствии в общество передвижников. Однако благодаря деятельности ряда
крупных педагогов (П.П. Чистяков, И.Е. Репин, А.И. Куинджи и др.) Академия
художеств сохранила свое значение как школа профессионального мастерства. В
1918
Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена другими учебными
заведениями. В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в
Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В
1947
в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована
Академия художеств СССР.
АКАТОВ АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь, Воронежская еп., в Воронеже, в
верхней
части его, называемой Акатовой, составился из двух обителей: Успенского
монастыря и основанной в 1620 его игуменом Кириллом Акатовой пустыни, в которую
и был переведен упраздненный в 1700 Успенский монастырь. В монастыре находились
чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручицы и Живоносного Источника.
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ. В Русской Православной Церкви, в будние дни
Четвертой недели Великого поста, читаются паримии из Пророка Исайи, подобранные
таким образом, что в ветхозаветных событиях проходит описание осады Царьграда
(Константинополя). В субботу на Пятой неделе поется хвалебно-благодарственный
гимн "Акафист Пресвятой Богородице" в ознаменование чудесного спасения древней
христианской столицы от неверных (672 и 717).
Акафист значит "неседальная молитва", т. е. при чтении Акафиста не
разрешается сидеть. Пение Акафиста совершалось сперва только в Константинополе,
а в X в. было внесено св. Феодором Студитом в Русский монастырский Устав. В
1070
i и. Феодосий, отец русского монашества, ввел службу Акафиста в Киево-Печерской
лавре.
На греческом языке Акафист написан в форме стиха и заглавные буквы каждой
строчки (кроме первого кондака) образуют 24 буквы алфавита от альфы до омеги. В
славянском переводе Акафист льется в размере белого стиха. Акафист - одно из
самых замечательных произведений церковной поэзии. Краткие и пространные
кондаки
и икосы (13 кондаков и 12 икосов) мелодично чередуются чтением священника с
пением хора и в ритме торжественно сложных слов создают поэтические образы
Богоматери, вдохновившие иконописцев к написанию многих икон.
Владычица величается нивой, трапезой, раем, лучом умного солнца, кадилом
молитвы, неувядаемым цветом, утробой Божественного Воплощения, камнем,
напоившим
пустыню, огненным столбом, процветшим жезлом, нерушимой стеной, манной небесной
и многими другими образами.
Хотя моление Акафиста относится к спасению византийской, а не русской
столицы, заступничество Богоматери от бед слилось с русской молитвой и русской
историей и перенеслось на заступничество от бедствий Древней Руси. Так,
например, в икосе поется: "Радуйся, царство нерушимое стено", и в алтарном
своде
Киевской Святой Софии вырастает исполинский образ Богоматери "Нерушимой Стены"
(1037). Богоматерь стоит во весь рост на золотом фоне с воздетыми руками. Она
облачена в пурпур, Ее обувь красная, царская, за поясом у Нее "малый плат"
(сударий), который первоначально был орарем дьяконис и со временем стал шейным
платом - убрусом. Он украшен вышивкой и драгоценными камнями.
Богоматерь "Нерушимая Стена" молится о защите Киева, Новгорода и всея Руси
от
неверных. В народном эпосе, в былине "О Василии и Батые", говорится, как по
городской стене гуляет красна девица, в руках держит книгу - Евангелие и не
столько читает, сколько плачет. "Это плачет Богородица, оплот города, стена
Мать
городовая", предвидя осаду Киева татарами. В древних новгородских песнях
"слезно
плакала Богородица, предвещая бедствие".
Богоматерь "Нерушимая Стена" изображена также на печатях киевских
митрополитов, как на печати XIII в. митр. Кирилла.
В кондаках и икосах Акафиста воспеваются новозаветные события, связанные с
Тайной Воплощения Спасителя: Благовещение, Встреча с Елизаветой, Рождество
Христово, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет. Хотя, насколько известно,
первые
рукописи Акафиста появились на Руси в XI-XII вв., сюжеты иллюстраций Акафиста
разрабатываются как стенные росписи лишь в XIV в. В Ферапонтовом монастыре
кондаки и икосы составляют беспрерывную красочную ленту стенной живописи и
примыкают к изображениям Вселенских Соборов, на которых были провозглашены
|
|