|
эффекты освещения и природу моря. В 1840 совершил поездку в Италию, Германию,
Францию, Англию и Испанию, где выставлял свои полотна, имевшие большой успех.
В 1839 Айвазовский участвовал в морских десантных операциях в ходе
Кавказской
войны 1817 - 74. В 1844 живописец Главного морского штаба, с 1847 профессор
живописи в Академии художеств, Почетный ее член (1887), был близок с известными
русскими флотоводцами М. П. Лазаревым, П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым. В
1845
участвовал в экспедиции адмирала Ф. П. Литке к берегам Малой Азии, Греции и
островам Эгейского моря; во время Крымской войны 1853 - 56 Айвазовский в
осажденном Севастополе устроил выставку своих картин. Во время Русско-турецкой
войны 1877 - 78 Айвазовский создал серию картин о морских сражениях. С 1846
Айвазовский жил в Феодосии.
Айвазовским написано около 6 тыс. картин, рисунков и этюдов. Среди них
наиболее известны: "Девятый вал" (1850), "Черное море" (1881) - воссоздающие
величие и мощь морской стихии, изображение морских сражений - "Наварринский
бой", "Чесменский бой" (обе - 1848), серия картин "Оборона Севастополя" (1859).
В Феодосии Айвазовский открыл художественный класс ("Общая мастерская",
1865), провел на свои средства городской водопровод, основал картинную галерею,
которую завещал городу. Скончался во время работы над картиной "Взрыв корабля".
В. А. Федоров
АКАДЕМИЯ НАУК, основана 28 января/8 февраля 1724 в Петербурге указом Петра I,
открытие состоялось в к. 1725. Первоначально называлась Академией наук и
художеств, с 1803 - Императорской Академией наук, с 1836 - Императорской Санкт-
Петербургской АН, с февраля 1917 по 1925 - Российской АН, с июля 1925 - АН СССР.
В первые десятилетия существования в ее составе преобладали приглашаемые
иностранные ученые; в частности, Л. Эйлер, Д. Бернулли.
В 1742 в Академию был избран великий русский ученый М.В. Ломоносов, внесший
огромный вклад в развитие многих отраслей науки и оказавший большое влияние на
работу самой академии. Деятельность академии в XVIII в. развивалась
преимущественно в области математических и естественных наук, с одной стороны,
и
изучения природных богатств, географии и состава населения России - с другой;
был проведен ряд научных экспедиций, в т. ч. большая Сибирская экспедиция
(1732), приведшая к открытию разнообразных природных богатств. В XIX в. в
Академии наук были организованы: Пулковская обсерватория (1839), несколько
лабораторий, музеи - Минералогический, Азиатский и др. В 1841 были учреждены
отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности, историко-
филологических наук. В XIX в. в России появился ряд крупных деятелей науки. В
Академию наук вошли такие выдающиеся ученые, как П.Л. Чебышев, М.В.
Остроградский, .В.В. Петров, A.M. Бутлеров, Н.Н. Бекетов, И.П. Павлов (см.:
Наука).
АКАДЕМИЯ РОССИЙСКАЯ, Российская академия, научный центр по изучению русского
языка и словесности в Петербурге (1783 - 1841); в 1841 преобразована во 2-е
Отделение АН, затем в Отделение русского языка и словесности. Первый президент
-
кн. Е.Р. Дашкова (1783 - 96), непременный секретарь - акад. И.И. Лепехин (1783-
1802). В состав академии входили в XVIII в. писатели Д.И. Фонвизин, Г.Р.
Державин, Я.Б. Княжнин и др., ученые С.Я. Румовский, А.П. Протасов, С.М.
Котельников и др.; в XIX в. - П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С.
Пушкин и др. В 1813 - 41 президентом был адмирал А.С. Шишков. Академия
выпустила
Толковый словарь русского языка (1789 - 94; 2-е доп. изд. 1806 - 22, включавшее
свыше 51 тыс. слов).
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, основана в 1757 в Петербурге по проекту И.И. Шувалова
как
"Академия трех знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В
1764
была преобразована в Императорскую Академию художеств - правительственное
учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и
присуждающее звания. В XVIII - н. XIX в. петербургская Академия художеств
сыграла большую роль в воспитании национальных художественных кадров, стала
центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов
классицизма. В середине XIX в. в Академии возникает творческий конфликт. Уже в
1-й пол. XIX в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и
др.) отходят в своем творчестве от официальной линии Академии художеств, а
дальнейшее развитие конфликта приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией
|
|