|
и запретам многие народы защитили себя в будущем от разрушающего действия
наркомании. По древним обычаям наркотики употребляли только те, кто верил в их
чудотворное действие, и, кроме того, использовали их разумно. Как святая тайна,
охранялись рецепты приготовления чудесных напитков и особенности их применения,
чтобы непосвященные не узнали "искусственный рай" и не начали самостоятельные
поиски истины. Таким образом, привилегированным классам удалось, хотя и из
эгоистических соображений, оградить народ от массового и неразумного
употребления наркотиков, которые бы его быстро уничтожили. Позже, одновременно
со стиранием границ между народом и привилегированным классом, появляются куда
более широкие возможности контакта широких масс с наркотиками.
Первым упоминаемым в истории растением с психоактивными свойствами был мак Еще
пять тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней
Месопотамии (современный Ирак). На глиняных табличках, обнаруженных спустя века
в Ниппуре, остались рекомендации приготовления и употребления опиума. Шумеры
называли его "гиль" что , означает "радость". Шумеры также знали и использовали
психофармакологические эффекты многих других растительных субстанций.
Позже знания о лечебных свойствах мака в Персию и Египет принесли вавилонцы.
Известно также, что опиум использовался в медицинских целях греками и арабами.
Эти народы, кроме исторических данных, оставили об опиуме множество легенд.
Гомер, великий древнегреческий поэт, две с половиной тысячи лет тому назад
написал в одной из своих поэм, что Елена, дочь Зевса, подливала солдатам в вино
какие-то соки, под действием которых они забывали о страхе и боли.
Очень похожа на эту другая легенда, рассказанная Гомером в "Одиссее". В ней
Гомер говорит о том, как прекрасная Елена, жена царя Менелая, подала Телемаку,
сыну Одиссея, который прибыл в их дворец, разыскивая своего отца, кубок с
напитком, называемым "непентес":
В чаши она круговые подлить вознамерилась соку,
Гореустдного, миротворящего, сердцу забвенье
Бедствий дающего; тот, кто вина выпивал с благотворным
Слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать,
Если б и мать и отца неожиданной смертью утратил,
Если б нечаянно брата лишился иль милого сына,
Вдруг пред очами его пораженного бранною медью...
Перевод В.А. Жуковского
Существует предположение, что "непентес" Гомера, заставляющий забыть боль и
горе, это самый настоящий опиум. В книгах Геродота, Аристотеля и Плиния имеются
упоминания об опиуме и его действии. Народы критской цивилизации возводили
статуи богини мака и, поклоняясь ей, украшали ее голову надрезанными маковыми
головками, из которых вытекал чудесный сок. В VII веке до н.э. Гесиод сообщает
о
существовании города Микены (Город Мака).
В восьмом веке арабы расширили границы выращивания мака от Малой Азии до Индии
и
Китая. Они считали мак священным растением, которое открывает врата рая тем,
кто
его употребляет.
О гашише как лекарстве от кашля и от поноса говорится в 2737 г. до н.э. в
лечебнике китайского императора Шен-Нуна, хотя уже гораздо раньше он упоминался
в легендах именно по причине его психоактивных свойств. В древнем Китае гашиш
использовался как обезболивающее средство при хирургических операциях, и в
Индии
он также использовался как лекарство.
Также в древнем индийском эпосе "Атхарва" и "Ригведа" (1500 лет до нашей эры)
упоминается гашиш, называемый там "небесным проводником". Индийский священный
напиток сома, известный задолго до нашей эры, пили только жрецы и посвященные.
Он готовился из разных растений и также из индийской конопли, из которой
производится гашиш.
Поэма "Ригведа", считающаяся самым древним и грандиозным религиозным
произведением, из всех, что создало человечество, в более чем ста псалмах
восхваляет действие сомы, которая "оденет то, что обнажено, излечит то, что
изранено, научит слепца как прозреть, хромого - как ходить; бедняка - как стать
богатым". Сома занимала также значительное место в эротической традиции
|
|