|
экономического и военного могущества нового строя, продемонстрировать будущим
поколениям величие собственных дел, посредством монументальных строений
донести до них героический дух Третьего рейха. "Вы спрашиваете, почему всегда
лишь самое грандиозное? - говорил он. - Я делаю это, чтобы вернуть каждому
немцу чувство самоуважения.
Проект реконструкции Берлина. Ось Север-Юг, 1941
Множеством способов я хочу убедить каждого - мы не низшие, напротив, мы
совершенно равны с любой другой нацией". По его представлениям, новая
германская архитектура должна была продемонстрировать взаимосвязь дорической и
тевтонской форм, что, по его мнению, являлось идеальным художественным
сочетанием.
С первых дней Третьего рейха нацистские архитекторы были движимы тем, что
получило название "стиля фюрера", т. е. сочетание неоклассицизма Трооста и
предпочтений самого Гитлера как поборника необарокко, размноженное и
увеличенное. Еще в 1930 Гитлер поручил Троосту перестроить дворец Барлов в
Мюнхене под штаб-квартиру нацистской партии (см. "Коричневый дом"). Осенью
1933 ему же было поручено перепланировать резиденцию канцлера в Берлине,
полностью сменив обстановку и интерьер. Старое здание находилось в запущенном
состоянии: потолки и полы были разрушены, стены обветшали, а в помещениях
стоял невыносимый запах. Каждый день полный энтузиазма фюрер в сопровождении
адъютанта отправлялся на стройку, чтобы увидеть происшедшие изменения и
сделать необходимые распоряжения по улучшению. Комплекс партийных зданий в
районе Кенигплац в Мюнхене был расширен до пантеона нацистских "мучеников".
Партийные здания в Нюрнберге щедро украшались нацистской символикой, нарушая
тем самым исторически сложившуюся архитектурную атмосферу древнего города.
Нацистские архитекторы во главе с Троостом проектировали и возводили
государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в
Мюнхене был построен Дворец немецкого искусства. Помимо этого строились
автобаны, мосты, жилье для рабочих. Такое сооружение как Олимпийский стадион в
Берлине (см. Олимпийские игры 1936 ) вызвал восхищение всего мира. С другой
стороны, лишь нацистские власти удовлетворяло новое общественное строительство
с использованием столь любезного Гитлеру преувеличенно фольклорного
оформления. Чтобы угодить сентиментальному фюреру, нацистские архитекторы
строили в пригородных лесах Берлина крытые соломой коттеджи с деревянными
балкончиками, с дубовыми перекрытиями грубой ручной работы, напоминающие
побеленные тирольские сельские домики. Изощрялись нацистские архитекторы и в
оформлении городского центра: вместо кафедральной площади, присущей
средневековой застройке, они возвели т. н. Stadtkrone ("городской венец"),
общественный городской центр, где здания располагались вокруг единого
геометрического пространства, к которому тянулись громадные проспекты. Весь
район был украшен скульптурами и орнаментами с использованием нацистской
символики и мифологии.
Альберт Шпеер. Проект "Гроссе халле", Народного дома, 1940. В том же
масштабе слева - рейхстаг и Бранденбургские ворота
После смерти Трооста (1934) в архитектурном климате Третьего рейха начал
господствовать потомственный архитектор из Манхейма Альберт Шпеер (однако
большинство из его самых грандиозных проектов так и не было реализовано). Его
первым заказом были Цеппелиновые поля в Нюрнберге, где была осуществлена
эффектная и помпезная грандиозная постановка нацистского партийного съезда в
1934, включавшая т. н. "Собор Света", созданный благодаря искусному
использованию прожекторов.
Но основной заботой Гитлера стала перестройка Берлина, превратившаяся во
всепоглощающую страсть. "Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым
к своей новой миссии", - заявлял Гитлер. "Лидерство в подлинном национальном
сообществе должно обладать своим лидирующим центром, который поднимется выше
всех соперничающих с ним городов", - говорил Гитлер, имея в виду Берлин - не
только как столицу Третьего рейха, но и как будущий центр нового порядка в
Европе. В июне 1936 он показал Шпееру свои проекты перестройки германской
столицы и вскоре назначил его главным архитектором по реконструкции Берлина.
Строительство должно было завершиться в 1950.
Фюрер ежедневно появлялся в Академии искусств, где располагалась
проектная мастерская Шпеера и где трудились над огромными подсвеченными
макетами лучшие краснодеревщики, воспроизводя в масштабе 1:50 до мельчайших
деталей все, что задумали Шпеер и Гитлер.
"Мы воздвигнем святилища и символы новой и благородной культуры", -
говорил Гитлер.
А. Шпеер. Проект триумфальной арки по эскизу Гитлера
Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении
север-юг и запад-восток. Предполагалось построить два огромных вокзала на
севере и на юге города. Главную площадь должна была украшать Триумфальная
арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты
посетитель мог бы увидеть в конце шестикилометровой перспективы грандиозный
купол Народного дома. Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль
громадных общественных зданий, таких как штаб-квартира одиннадцати
министерств, 500-метровой длины ратуша, новое полицейское управление, Военная
академия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец
наций для проведения митингов, 21- этажный отель, новое здание Оперы,
|
|