|
усилий, как только предчувствуется конец, тотчас непоследовательный человек
стремится убежать от него. И для этого бегства всегда находятся весомые
поводы.
Начав делать одно, непоследовательный переходит к другому, едва оно
покажется более привлекательным. За счет этого он охватывает гораздо более
обширную сферу жизненных проявлений, нежели деятельный субъект. Ведь тот
стремится к одному, а непоследовательный разменивается на многое. Он
расточает себя со щедростью транжиры, чем вызывает законное негодование
деятельного, а значит рачительного, человека. В глазах последнего он
выглядит безумцем, поскольку способен вдруг отказаться от почти достигнутого
результата и заняться другим.
Однако при этой очевидной безалаберности, непоследовательная личность
иногда становится обладателем выигрыша, который никогда не попадает в руки
людей более целеустремленных. Что, впрочем, не удивительно, ибо
целеустремленная личность приобретает лишь то, к чему направлены ее
действия, тогда как непоследовательный ищет неизвестно что. Закономерно, что
именно он скорее всего находит неизвестное, необычное, чудесное.
***
Непоследовательной натурой руководит неодолимый инстинкт не доводить
дело до завершения. Мне кажется, что в каждой непоследовательной личности
живет крохотный гомункулюс, который то и дело твердит: "Брось начатое... Не
доводи до конца..." Я не отважусь решить: злой или добрый этот голос.
Очевидно лишь, что в указанном инстинкте проявляется упорное избегание
однозначности, то есть тупости. Под влиянием этого инстинкта развивается
чуткость к своему и чужому душевному складу, к обстоятельствам места и
времени.
В склонности к перемене образа действий проявляется отнюдь не одна
хаотичность и слабость непоследовательной натуры. Не меньшее значение в
этом
характере имеет интуиция и постепенно вырабатывающееся редкой остроты чутье.
Во всяком действии непоследовательный человек быстро разгадывает, что оно
сулит. Когда он, с внешней точки зрения беспричинно и неоправданно оставляет
избранный способ действий, то часто в этом проявляется угаданная им раньше
других бесплодность попытки.
И еще одно важное достоинство есть в непоследовательной натуре. Мне
кажется, что поступающий непоследовательно разгадал и крепко усвоил одну из
величайших тайн человеческого бытия. Суть этой тайны в том, что цель
норовиста и редко дается в руки тому, кто прямо к ней стремится. Мир
своенравен, он не любит зависеть от человека и, напротив, предпочитает себя
дарить. Оттого все наиболее значительные достижения людей получены как бы
"косвенным образом", словно бы ненарочно. И я подозреваю, что
непоследовательный разгадал этот характер мира; похоже, что своей
безалаберностью он просто усыпляет его бдительность и напрашивается на его
дары. Ведь, кажется, давно сошел непоследовательный с верного пути, потратил
время и силы, далеко отстал от целеустремленного, упорно бьющего в одну
точку человека, и вдруг... Нежданно-негаданно блеснет среди пустой руды
алмаз, и вот уже непоследовательный стал счастливым обладателем
драгоценности. "Удача слепа и редко избирает достойного!" --говорит тогда в
досаде истовый деятель. Но, пожалуй, теперь мы увидели, что счастливый
каприз судьбы подготовлен всем характером непоследовательного человека. И
кто не позавидует его свойствам в момент счастливой удачи, которую приносит
непоследовательность?
¶Неверность в повседневности, или...§
Неверность широко распространена в повседневной жизни и давно стала
явлением обыденным. О том, какой вид она приобретает в быту, мне и хочется
сейчас посудачить.
Собственная неверность внушает нам недоверие к другим, а развивающаяся
из этого подозрительность, то есть стремление уличить другого в коварстве,
делает догадливыми. Поэтому неверный по натуре человек обычно отличается
тонким чутьем и весьма сообразителен. Если свойственная ему ловкость
становится преобладающей чертой характера, тогда он превращается в плута.
Плутовство -- старинный вид игры человека с себе подобными. Внушить
другому иллюзию, хитростью вынудить его к выгодному для себя поведению, к
вящей своей пользе разыграть маскарад -- так действует плут. Он никогда в
своей недобросовестности не преступает известной границы, за которой
последствия поступков могут стать для него губительны. Люди, одержимые иными
порочными наклонностями, нередко становятся преступниками и сознательно
принимают сторону зла. Плутующий же всегда готов сказаться если и не
добродетельным, то вполне безобидным.
Плут чрезвычайно заботится о том, чтобы даже в случае обнаружения его
прегрешений они не выглядели преступными и непростительными. Поэтому во
всяком действии плута есть известная неокончательность, недоведенность
поступка до решительного -- только злого или только доброго, только
благородного или только подлого -- выражения. В плутовском деянии рядом с
коварством, изменой, корыстью и жестокостью вдруг да и проглянет учтивость,
|
|