|
становится полезен -- спасибо ему за это!
Милое тщеславие! ты -- поплавок, за который можно ухватиться в
жизненных бурях; ты -- та щепочка, которая авось, да и выручит.
Чревоугодием называют насыщение плоти, минуту ее
неприкрытого
торжества. Первое ощущение вкуса жизни мы получаем благодаря пище. Здесь, в
процессе еды, большой внешний мир впитывается и усваивается людьми,
превращаясь в основу основ Их "я" -- в телесность.
Изысканной пищей человек возбуждает свое тело и приводит его в
желательное для себя расположение. Тончайшие запахи разнообразных яств... Не
только в теле, во всем человеческом существе возбуждаете вы вожделение.
Противно природе живого не повиноваться зову того, что питает жизнь. И
потому не знает исключений закон телесного пристрастия: для всякого человека
есть тот вид яств, которому он так же покорен, как суровейшему требованию
долга, как заветной своей мечте, как желанию любимого существа.
В том, чтобы съесть что-нибудь -- первое утешение наше и первая
поддержка в час невзгоды. О нет, я не хочу унизить помощь преданного друга,
совет мудрого наставника, самоотверженность бросающегося на выручку. Перед
всяким, даже самым скромным проявлением искреннего сочувствия и бескорыстной
помощи я благоговейно склоняю голову. Но мне непонятно в то же время, почему
в пренебрежении остаются многие неприметные мелочи, которые оказывают нашей
душе столь необходимую поддержку? Еда -- одна из таких "мелочей", и роль ее
в стабилизации человеческой жизни -- и не только жизни, самой судьбы! --
трудно переоценить. Благодаря трапезе наша жизнь вновь входит в колею
привычного, размеренного существования. И пусть это только иллюзия, пусть на
самом деле случилось непоправимое, пусть наша участь печальна -- но трапеза
внушает нам надежду жить. Даже ложная, эта надежда не может не согреть на
мгновение нашу душу, не может не внушить хотя бы мимолетной бодрости. Даже
приговоренный к смерти, быть может, благодарен последнему ощущению вкуса
жизни, которым дарит его незатейливая пища. Однако не будем говорить о вещах
столь печальных...
В чревоугодии многие религиозные проповедники исстари усматривали
греховное угождение плоти, губящее человека. Презирая все телесное, они,
разумеется, не могли отнестись терпимо к той изысканной заботе о
наслаждениях тела, которая заключена в чревоугодии. Согласимся, что спасение
души -- главная забота человека. Однако он -- существо во плоти; тело -- не
менее существенная его часть. Тот, кто в этом сомневается, пусть попробует
обменять свое тело на вторую душу. Забавно и грустно будет смотреть на его
существование, лишенное прелести видеть, слышать, осязать, впитывать запахи,
чувствовать тепло и холод, каждой минутой бытия ощущать свою смертность, и
оттого неистово желать жить! Как убога личность того, кто безразличен к
наслаждениям любви, кто лишен возможности кожей ощутить благосклонность или
неприятие окружающих. Удручающая картина перед глазами! Долой двоедушие! Да
здравствует тело и источник его силы -- здоровый желудок!
Здесь мы должны развеять несколько наветов, облыжно возводимых на
чревоугодие. Первый -- отождествление чревоугодия и прожорливости. Спору
нет, умеющий угождать своему желудку, умеет ублажать его обильно. Однако
важнее в чревоугодии -- разнообразие яств, умение соткать тонкое полотно
вкусовых ощущений, не смешать их в неверных пропорциях и не нарушить строгих
закономерностей сочетания различных блюд. Изысканная пища воспитывает
умеренность потребностей и утонченность их. К сожалению, искусство
чревоугодия давно захирело. В нашем тусклом мире от него остался жалкий
ублюдок -- обжорство, тем отвратительнее, чем голоднее предающийся ему.
Разве угадаешь в этом постыдном потомке изящного, утонченного предка?
Второй поклеп -- в неопрятности чревоугодия, в неэстетичности его
проявлений. Я убежден, что чревоугодие -- не менее высокое искусство, чем
живопись, литература или музыка. И напрасно думают, что все имеют к нему
способности -- было бы что есть. Нет, как и во всяком ином виде
человеческого самоутверждения, здесь необходима особая одаренность; но и она
приносит плоды лишь после долгого труда. Угождающий чреву, если он
достаточно воспитан своей страстью, весьма переборчив в еде, и уже поэтому
опрятен. Даже удовлетворяющее его вкус блюдо он никогда не станет есть как
попало. Ведь каждому яству присущ свой церемониал его отведывания. В
процессе принятия пищи должна установиться гармония между едой и
человеческим организмом. В открытии законов этой гармонии и следовании им --
смысл чревоугодия. И потому вполне развившееся чревоугодие порождает
гурманство -- эту искусную поэтизацию еды.
Из изложенного ясно, что чревоугодники -- вовсе не те, кто бездумно
набивают себе брюхо. Среди тех, кто никак не может быть обвинен в
чревоугодии, встречаются и такие, кто ест сверх меры, и те, что недоедают.
Как тех, так и других объединяет равнодушное, пренебрежительное,
невнимательное отношение к собственному телу и задаче установления гармонии
между ним и средой. Они не понимают, что в трапезе заключен один из высоких
смыслов человеческой жизни, и что обеденный стол способен обогатить личность
не меньше, чем самый прекрасный концерт, пейзаж или незаурядный поступок. И
так же, как не приученные к музыкальной гармонии уши слышат в изысканных
мелодиях лишь шум, так и за разнообразнейшим столом лишенному дара
|
|