|
психометрию в бодрственном состоянии (есть еще психометрия медиумическая и
сомнамбулическая).
Этот род упражнений современная оккультная наука характеризует как проявление т.
н. шестого (одического, астрального) чувства, названного нами в предыдущем
астральным восприятием, а потому все авторитеты единогласно рекомендуют лицам,
упражняющимся в психометрии, сокращать во время сеансов до крайнего минимума
восприимчивость органов пяти физических чувств.
По-нашему выходит, что дается просто указание на важность для психометра умения
пассивно сосредоточиваться.
Самый процесс обставляется следующим образом: психометр перед сеансом активно
сосредоточивается на желании общения своего астросома с астросомами целого ряда
предметов. Затем он берет по очереди эти предметы, прикладывает ко лбу
(деятельность центральных одических мест головного мозга), или к сердцу, или
солнечному сплетению (plexus solaris); выбор места зависит от темперамента
субъекта и эмпирических данных. При этом он каждый раз погружается в пассивную
концентрацию, в течение которой может получить оптические (неокрашенные или
окрашенные), реже - акустические, еще реже - осязательные иллюзии, относящиеся
к истории формации предмета, к истории его существования, к истории лиц и
предметов, находящихся с данным предметом в астральном общении, и т.п.
Таким образом, психометру представляется мастерская, в которой был изготовлен
конверт, прижимаемый им ко лбу, или содержание письма, в нем заключенного, или
черты характера лица, написавшего письмо, или события из жизни этого лица;
часто - черты автора письма; иногда, в виде курьеза, обстановка конторы, в
которой письмо штемпелевали, и т.д., и т.д.
Если предмет был древней монетой, то часто получаются интересные исторические
клише; обломок руды, раковина, окаменелость могут дать даже геологические клише.
Продолжительность пассивной концентрации над каждым предметом, вообще говоря,
должна быть около 5 минут; но если предмет начнет давать более одного клише, то
ее можно продолжать до 20 или даже до 30 минут ради крупного научного интереса,
связанного с созерцанием целого ряда клише, часто располагающихся в обратном
хронологическом порядке.
Вопрос о выборе первоначальных упражнений лицом не сенситивным от
природы, но желающим развить в себе психометрические способности,
решается каждым по своему усмотрению, хотя, вообще говоря, рекомендуется
начинать с упражнений, в которых предмет должен дать ответ в одной из
нескольких, наперед задуманных форм. Например, у вас 7 закрытых писем, заведомо
принадлежащих перу определенных 7 лиц. Определите психометрически - какое от
какого.
У вас 4 мешочка с 4 сортами непахучих минералов; различите психометрически эти
минералы.
Примерные схемы таких упражнений, вместе с рассказами о типичных исторических
случаях особенно удачных психометрических опытов, можно найти в 12-й главе
сочинения Брандлер-Прахта, озаглавленного "Оккультизм" (русск. пер. Максимова),
а также в статье Е. К. Лосской (журн. "Изида", июль 1910 г.).
К психометрическим опытам следует отнести и т.н. сенситивный диагноз внутренних
болезней, практикуемый очень сенситивными лицами, обладающими притом достаточно
широким наружным слуховым проходом. Обыкновенно эти лица предлагают пациенту
погрузить мизинец в их ухо и через несколько минут дают подробные указания о
состоянии его внутренних органов.
Так называемое смотрение аур, т.е. астральных эманаций лиц и предметов, с
определением их цветов, размеров цветных слоев и т.п., тоже представляет собою
приложение схемы короткого активного сосредоточения на желании видеть ауру, и
более продолжительного пассивного, в течение которого эта аура воспринимается.
Ауру многие видят не закрывая глаз, причем уменье распознавать грубейший ее
слой, пожалуй, следует отнести к простому усовершенствованию физического зрения
- уменью сосредоточиться на рассматривании определенной области. Все же чаще
все части ауры рассматривают закрывая глаза, т.е. просто воспринимают шестым
чувством.
Но, с точки зрения оккультизма, важнейшим применением концентрации в упомянутой
схеме будет сознательная молитва.
В процессе молитвы активное сосредоточение простирается на объекты различных
планов и подпланов, в зависимости от развития молящегося и содержания молитвы.
За ним следует пассивное сосредоточение, определяющее степень удовлетворенности
молящегося собственной молитвой и характер и степень Высших Инфлуксов (влияний,
токов), им приобретенных.
Мне остается дать короткие указания на процессы т.н. самовнушения и т.н.
созидания идей-сил (creation de pensees-forces или
creation d'idees-forces).
Я опишу процесс самовнушения в простейшей его схеме, принятой многими немецкими
школами, с тем, чтобы в 10-м аркане подробнее развить теорию самовнушения и
внести в схему соответственные дополнения.
Для самовнушения выбирают моменты т.н. recueillement; они естественно имеют
место, когда мы в постели сознаем себя, не считая себя, однако, бодрствующими,
или, еще лучше, когда, при засыпании, уже утратили способность ясно сознавать
окружающую обстановку, еще владея мыслями и жестами.
В этих условиях надлежит построить самовнушение по схеме тернера - mens, астрал,
физический план.
Вы, положим, хотите себе внушить апломб и отсутствие рассеянности на завтрашнем
экзамене. Самое возникновение этой идеи и обусловит mens самовнушения. Теперь
|
|