|
ребенок с одной стороны являет для нас аттрактивные свойства; он в своем росте
и питании притягивает к себе ряд элементов; с другой стороны он обнаруживает
активность, экспансивность, простирающуюся на наружные объекты: в нем соединены
оба свойства, и их можно в нем мысленно разделить.
Тогда мы получим другой тип тернера, которому мы дадим название тернера
Великого Аркана. Его схема будет чертеж 2.
Пока - довольно об идеях. Скажем несколько слов о методе их добывания.
Мы поневоле в сегодняшнем рассмотрении пользовались аналогиями и, пожалуй,
дошли до т. наз. символизма.
Но что есть символизм? - Да это тот же метод аналогии в частном применении.
Мне нравится тернер: свет - полутень - тень.
Я под его элементами подписываю несколько других тернеров, да еще под крайними
элементами первой строки несколько не нейтрализованных бинеров, ну, хоть бы
так:
Свет - Полутень - Тень; Выс. регистр - Ср. рег. - Низший рег.; Эссенция -
Натура - Субстанция; Дух - - - Материя; Жизнь - - - Смерть.
Если я все строки сравниваю с первой, то я элементы всех строчек символизирую
элементами первой строки; быть может, я в одной из строчек нейтрализовал
крайние полюсы лишь потому, что меня натолкнула на это верхняя строка.
Тогда это будет примером реализационной силы символа в мире
метафизико-логическом.
Если я в 4-й строке не сумел еще нейтрализовать дух и материю, то
реализационная сила символа здесь еще не обнаружилась, а получилась лишь
возможность условного сравнения:
"если вы дух уподобите свету, а материю тени, то термин, который я разыскиваю,
соответствует полутени". И это неплохо!
Но вернемся к беглому изучению нашей картинки, то есть к первому мажорному
аркану.
На нем изображен человек - индивидуум. Значит, аркан единства есть вместе с тем
аркан индивидуальности. Если вы соединили несколько объектов воедино, то эта
группа живет индивидуальной жизнью.
Клеточка живет; группа клеток соединяется в орган, и орган живет своею
индивидуальной жизнью; органы группируются в организмы, опять-таки живущие
индивидуальной жизнью; все органические царства планеты (в том числе и
минеральное) определяют индивидуум, называемый самой планетой, и она живет;
группа планет определяет систему, и т.д. до бесконечности.
Нужды нет, что клеточка считает себя свободной и борющейся за самое себя с
другими клеточками, игнорируя жизнь органа и организма и считая таковые лишь
обстановкою своей маленькой жизни; нужды нет, что академический ученый,
уподобляясь этой клеточке, так же непочтителен к Земле и Солнечной Системе,
отказывая им в личной жизни и полагая, что они суть мертвая обстановка, в
которой протекает его полезная деятельность; нужды нет в том, что Земля так же
презрительно смотрит на его жизнь, как он на жизнь своих обновляющихся клеточек.
..
Аркан I-й нам открывает, что эти индивидуализации существуют, что не только
группа атомов во имя жизни индивидуализировалась в молекулу, но что даже
искусственная группа людей, соединившихся в коллегию, тем самым
индивидуализируется и живет коллегиальной жизнью, презрительно относясь к
мелким интересам каждого сочлена.
Лучше всего эта универсальная идея формулирована Христом в тексте: "... ибо где
двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (от Матфея, гл. XVIII ст.
20). Вне Логоса нет реализованной жизни, следовательно, "во имя Мое" значит -
"во имя жизни".
Возвращаясь к картине, обратим внимание на то, что на ней изображен именно
мужчина, и притом стоя, то есть в позе активного элемента,- это послужит нам
указанием для заголовка первого аркана. Аркан этот эзотериками называется
"Magus", а в просторечии именуется "Le bateleur" (ярмарочный фокусник).
Для нас это - активный индивидуум.
Если в вас жива потребность в установлении т. наз. теософического тернера
основных единиц, то есть если вы во Вселенной признаете 3 элемента: Архетип,
Человека и Природу, то вы дадите аркану тройной заголовок:
1) Активная часть Архетипа - Divina Essentia;
2) Активный полюс Человечества - Мужчина - Vir;
3) Активность Природы - в терминологии Спинозы - Natura naturans.
В этом кратком курсе займемся значением Человека нашего аркана и постараемся
вкратце охарактеризовать состав этой индивидуальности в сфере ее активности.
В деятельности Человека нам прежде всего бросается в глаза великий бинер
Дух - Материя.
Человек духовно живет в мире (или плане) идей. С другой стороны он проявляет
себя в физическом, материальном плане, т.
е. в области, где восприятия определяются показаниями органов чувств
относительно объектов, которым мы даем название реализованных или
материализованных предметов.
Первым нашим усилием в области самопосвящения будет попытка нейтрализовать
упомянутое бинарное представление. Но что может связать дух с материей, что
может дать переход от плана идей к плану реализованных предметов?
На это ответим: план, в котором Энергия определяет Формы.
Вот схемы нашего шкалярного тернера:
Дух - Энергия - Материя; Идеи - Формы - Реал. предметы.
Этот промежуточный план назовем Астральным, а крайние - Ментальным и Физическим.
|
|