|
III) Если номер был сравним с двумя по модулю 3, то его теософическая сумма
сравнима с тремя (или, что то же - с 0) по модулю 3.
Бинер после синтеза не остается таковым, а нейтрализуется в тернер.
Эти теоремы не трудно доказать в общем виде, но мы ограничимся приведением трех
частных примеров.
I) 1 + 2 + ... + 5 + 6 = <$E 7 cdot 6 over 2> = 21 = 3 (mod. 3).
II) 1 + 2 + ... + 16 = <$E 17 cdot 16 over 2> = 136 = 10 = 1 (mod.
3).
III) 1 + 2 + ... + 20 = <$E 21 cdot 20 over 2> = 210 = 3 (mod. 3).
6 было Тернер; 16 - Монада, а 20 - Бинер.
Истолковавши Кватернер, как общую схему элементарных динамических процессов,
перейдем к толкованию символа прямоугольного креста, как схемы активных и
пассивных проявлений Человека в астральной области.
Вертикальная сторона креста, соединяющая литеры i и
v, разделена средней точкой на две области, из которых
верхней (i) отдадим преимущество (i
активнее v).
Верхняя область будет областью положительных поступков человеческой сущности -
область добра; нижняя часть - областью отрицательных поступков
- область зла.
Посвященный человек для каждого момента жизни должен различать эти области, т.
е. как бы держаться в середине, в нейтральной точке.
Это будет познанием добра и зла в поступках.
Переходя к горизонтальной стороне креста, мы так же подразделим ее на две
области, отнеся их обе к сфере пассивных восприятий человека.
Правая область, принадлежащая второму h, могущему
преобразоваться в i и потому более активному, получит
преимущество перед левой и будет считаться областью благоприятных восприятий.
Левая область достанется на долю неблагоприятных восприятий.
Посвященному в любой момент жизни присуще умение строго разграничивать эти две
области, т. е. познавать нейтральную точку.
Резюмируя сказанное, мы можем новое истолкование креста формулировать следующим
образом: Человек, владеющий арканом авторитета, должен не только учитывать
добро и зло в своих поступках, но и уметь использовать как хорошие, так и
дурные внешние влияния. Он в равной мере использует гнев и чувство
благодарности, как стимулы активности, умиление и разочарование, как
успокоительные средства, и т. п.
Авторитет Человека основан на том, что последний стоит как бы в центре
герметического креста, будучи причастен всем его элементам и являясь хозяином
их областей.
От этого анализа нетрудно перейти к традиционным аналогиям элементов кватернера.
Элемент i свяжем с тем, что традиция именует Воздухом;
первое h - с Землей; v - с Водой;
второе h - c Огнем.
Эти четыре термина у древних так и носили название "Элементов Кватернера".
Укажем наивероятнейшие их толкования в различных планах.
В метафизическом плане воздух означает время, вода - пространство, земля
- принцип косности, инертности материи, огонь - кинетическое состояние материи.
Здесь мы в области теоретической механики.
В моральном плане воздух указует на необходимость сметь (oser) для всякого
посвященного; вода - на необходимость знать (savoir); земля на обязанность
молчать (se taire); огонь - на уменье желать (vouloir).
С этими обозначениями связано представление о символических животных в
кватернере: Орел смел; Человек знающ; Телец молчалив; Лев пылок в своих
желаниях.
Современные нам герметисты остроумно символизируют эти четыре проявления
значками, в которых горизонтальные желобки соответствуют восприятию в данный
момент, а вертикальные - жажде активности.
Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности (темный горизонтальный
желоб) и будит активность (светлый вертикальный желоб).
Кто доволен своим знанием, тот не учится и не проявляет активности (два темных
желоба).
Кто молчит, тот себя не проявляет (темный вертикальный желоб), но все принимает
к сведению (светлый горизонтальный).
Кто желает, тот активен и восприимчив - надо знать, чего желаешь (оба желоба
светлые).
Опускаясь в физический план, мы истолкуем элементы как четыре состояния
вещества: земля - твердое; вода - жидкое; воздух - газообразное; огонь -
радиальное.
Сближая это объяснение с анализом кватернера поступков и восприятий человека,
мы ясно поймем следующую формулировку тезисов классиков оккультизма о т. наз.
элементалях: Человек имеет тело, составленное из всех четырех элементов; он
синтетичен; он познает четыре стороны креста.
Элементали подчинены авторитету уравновешенного человека; они не познают добра
и зла; они не стоят в центре креста, а только живут на его сторонах: сильфы - в
воздухе;
ундины - в воде; гномы - в земле; саламандры - в огне.
Тела их состоят у каждого из материалов той стихии, в которой он обитает;
они сливаются с самими стихиями, а потому их не видно физическим глазом,
|
|