Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: "Большая российская энциклопедия" - РУССКИЙ БАЛЕТ
 [Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-
 
   "Большая российская энциклопедия"
   РУССКИЙ БАЛЕТ


   ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
   В книге, которую раскрыл читатель,  сделана попытка создания система-
тизированной картины  такого  значительного, снискавшего мировую извест-
ность художественного явления, как русский балет. Любители балетного ис-
кусства знают, что в 1981 в нашем издательстве вышла посвящённая мирово-
му балетному театру энциклопедия "Балет". Она послужила основой для нас-
тоящего издания, которое, однако, не является простым повторением "русс-
кого раздела" энциклопедии 1981. Как сможет убедиться читатель, в "Русс-
ком балете"  многие статьи значительно переработаны и дополнены; впервые
публикуются статьи  о ряде мастеров русского балета 18 в., о лицах и яв-
лениях, ставших заметными в 1980 - нач. 90-х гг., о балетных коллективах
и студиях  1920-30-х  гг. Читатель впервые познакомится также со многими
именами и  балетными труппами русского театрального зарубежья; статьи об
артистах и  балетмейстерах заметно пополнены данными об их работе в кино
и на  телевидении. В  данном  издании теоретический раздел представлен в
Словаре балетных терминов и понятий. "Алфавитной" части тома предшеству-
ет исторический  очерк  "О  русском балете", дающий представление о пути
отечественного балета от его возникновения до начала 90-х гг.
   В основную часть включено 1449 статей - о балетных труппах и студиях,
артистах,  балетмейстерах,  художниках,  композиторах,  сценаристах   (в
данном издании, как правило, употребляются понятия сценарист,  сценарий,
а не либреттист, либретто), педагогах, балетоведах и балетных  критиках,
балетных  спектаклях  с  их   сценической   историей,   хореографических
училищах, учреждениях, специальных периодических  изданиях.  К  основной
части примыкает Словарь балетных  терминов  и  понятий,  включающий  146
статей.
   В конце  книги  помещены  приложения  и  указатели,  которые  помогут
читателю ориентироваться в  энциклопедии:  список  основных  сокращений;
списки балетов, упоминаемых без фамилии композитора, партий, упоминаемых
без названия балета и фамилии композитора; сокращённых названий  театров
и  городов,  сокращений   в   библиографических   описаниях.   Заключают
энциклопедию указатели: именной и балетных спектаклей. Научно-справочной
полноте  издания   способствует   пристатейная   библиография,   носящая
рекомендательный характер.
   Предложенное вниманию читателя издание  называется  "Русский  балет".
Как явствует из названия, содержание  энциклопедии  посвящено  балетному
театру, а не хореографии,  не  танцевальному  искусству  вообще.  Другие
формы  и  явления  танцевального  искусства  затрагиваются  здесь   лишь
постольку, поскольку они имеют отношение к балетному театру как  высшему
виду хореографии.
   Энциклопедия не претендует на исчерпывающую полноту. Небольшой  объём
книги продиктовал необходимость тщательного отбора имён и явлений.  Так,
в статьях об артистах скупо  раскрывается  их  концертная  деятельность,
работа  в  художественной  самодеятельности,   нет   в   книге   статей,
рассматривающих  балет  в  опере,  оперетте,  на  эстраде,  на  льду,  в
драматических спектаклях. Однако включены статьи "Балет в кино",  "Балет
на   телевидении",   отражающие   инобытие   балета,   как    целостного
художественного явления, в смежных искусствах.
   В статьях об артистах балета фамилии балетмейстеров  и  годы  премьер
даются, как правило, только в случае первого исполнения артистом той или
иной роли. Отступления от этого правила сочтено  необходимым  сделать  в
статьях о деятелях балетного театра 18 в., поскольку многие  сведения  о
них публикуются впервые, в статьях о некоторых деятелях  19  и  нач.  20
вв., а также в статьях о крупнейших мастерах  современности,  творческий
путь которых представлен с возможной полнотой.
   В послужных списках мастеров балета даётся то  название  театрального
коллектива, которое  было  в  год  зачисления  в  театр  этого  деятеля.
Определить же современное название театра (коллектива)  читатель  сможет
по отсылочной статье; в основной же статье об этом  театре  (коллективе)
будет представлена полная картина его переименований с указанием годов.
   Названия театров в основном даются в сокращённом, а  не  полном  виде
(например,  Театр  им.  Станиславского  и  Немировича-Данченко,   а   не
Музыкальный   театр   им.   К.    С.    Станиславского    и    Вл.    И.
Немировича-Данченко).
   Произведения, получившие широкую известность, приводятся без  фамилии
композитора  (например,  "Лебединое  озеро").  При  упоминании  наиболее
популярных балетных партий (например,  Жизель,  Одетта-Одиллия,  Дезире,
Раймонда, Джульетта и т. п.) не указываются названия балетов, включающих
эти партии (см. Приложения). Менее известные балеты и  партии  даются  с
полными данными. В статьях об артистах и художниках фамилии композиторов
при названиях балетов не указываются, читатель  найдёт  их  в  указателе
балетных спектаклей.
   В статьях о балетных спектаклях приводятся даты постановок в  русских
городах,  а  также  в  русских  труппах,   действовавших   за   рубежом,
указываются первые исполнители основных  партий;  если  самое  первое  в
истории того или иного балетного спектакля представление  состоялось  не
 
 [Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-