Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: "Большая российская энциклопедия" - РУССКИЙ БАЛЕТ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-
 
Гошка, Шкетик ("Болт"). В 1938-82 преподаватель классич.  танца  ЛХУ,  в
1982-87 зав. методич. кабинетом ЛХУ.
   Соч.: Азбука классического танца, 2 изд., Л., 1983  (совм.  с  В.  П.
Мей); Классический танец, 2 изд.. Л., 1984. И. В. Ступников.
   БАЗЙЛЬ (Colonel de Basil) де (наст. имя и  фам.  Василий  Григорьевич
Воскресенский) (1888, Каунас - 27.7.1951, Париж), импресарио, полковник.
В 1925 в Париже открыл с антрепренёрами  кн.  А.  Церетели  и  И.  Зоном
актёрское агентство "Цер-базон" и совм. с Церетели и М. Кашуком,  личным
менеджером Ф. И. Шаляпина, администрировал труппу Русская опера в Париже
(к-рую организовала в 1925 певица М.  Н.  Кузнецова-Бенуа;  при  Русской
опере была балетная труппа). В 1932 с Р. Блюмом создал на базе  балетных
трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы  Парижа  труппу  "Балле  рюс  де
Монте-Карло". С 1936 стал её единств,  руководителем  (Блюм  организовал
собств. труппу) и возглавлял её до 1948. E. я. Суриц.
   "БАЙКА ПРО ЛИСУ, ПЕТУХА, КОТА ДА БАРАНА",  балет-пантомима  ("весёлое
представление с пением и музыкой")  в  1  акте  (по  мотивам  рус.  нар.
сказок).  Комп.  и  сцен.  И.  Ф.  Стравинский.  18.5.1922.  Рус.  балет
Дягилева, парижская Опера, под назв. "Le Renard" ("Лис");  автор  франц.
текста Ш. Ф. Рамюз, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. М. Ф.  Ларионов,  дир.
Э. Ансерме; исполнители - Нижинская,  С.  Идзиковский  и  др.  2.1.1927,
Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. В. В. Дмитриев,
дир. А. В. Гаук; Лиса - К. В. Зуйков, Петух - А. В. Лопухов, Кот - Б. И.
Комаров. Баран -- В. И. Вайнонен. 17.11.1974, Т-р им.  Станиславского  и
Немиро-вича-Данченко, балетм. В. Ф.  Иващенко,  реж.-постановщик  Н.  Н.
Кузнецов, худ. А. Ф. Лушин, дир. Д. Г. Китаенко; Лиса - В. П.  Кириллов,
Петух- А. В. Зайцев, Кот-А. В. Иванов. Баран - О. В. Захаров.
   Э. Н. Рогова.
   БАКСТ (наст. фам. P о  з  e  н  -б  e  p  г)  Лев  (Леон)  Самойлович
[27.4(9.5). 1866, Гродно - 28.12.1924, Париж], художник т-ра, живописец,
график.  Академик  АХ  (1914).  В  1883-87  учился  в  АХ  в  Петербурге
(вольнослушатель) у И. Л. Аскназия, К. Б. Ве-нига и П. П.  Чистякова,  в
1893- 96 - в студии  Ж.  Л.  Жерома,  в  Академии  Жюлиана  и  у  А.  А.
Эдельфельда в Париже. Один  из  организаторов  худож.  объединения  "Мир
искусства", постоянный сотрудник одноим. журнала и участник выставок,  в
т. ч. Об-ва рус. акварелистов, Союза рус. художников и др. С 1891  почти
ежегодно путешествовал по Европе (1907 - по Греции, с  В.  А.  Серовым),
посетил также  Алжир  и  Тунис  (1897),  США  (1923-24).  Жил  в  Париже
(периодически с 1891, постоянно в  1910-24).  В  т-ре  с  1901.  Оформил
спектакли  петерб.  имп.  т-ров,  в  т.  ч.  балет  "Фея  кукол"  (1903,
Эрмитажный  и  Мариинский  т-ры)  и  мимодраму  "Орфей"   (1914-15,   не
осуществлена). В 1909-22 один из гл. сотрудников С. П. Дягилева (Русские
сезоны и Русский балет Дягилева),  работал  в  осн.  с  М.  М.  Фокиным.
Оформил его пост.:
   "Клеопатра" (1909), "Карнавал" (1910; вариант 1911, Мариинский  т-р),
"Шехеразада" (1910 и 1915), "Видение розы", "Нарцисс" (оба 1911), "Синий
бог", "Тамара", "Дафнис и Хлоя" (все - 1912), а также:  "Послеполуденный
отдых фавна"  (1912),  "Игры"  (1913,  обе  пост.  В.  Ф.  Нижинско-го),
"Женщины в хорошем настроении" (1917,  балетм.  Л.  Ф.  Мясин),  "Спящая
красавица" (1921). Оформлял пост. в труппах:
   Иды Рубинштейн - мистерия "Мученичество св. Себастьяна" Г. Д'Аннунцио
(1911; вариант 1922, парижская Опера, с  муз.  К.  Дебюсси);  "Смущённая
Артемида" П. Паре (балетм. Н. Гуэрра, 1922); Анны Павловой -  "Восточная
фантазия" (1913), "Спящая  красавица"  (1916);  для  парижской  Оперы  -
"Зачарованная ночь" (1923), "Иштар" (1924).
   Реформатор рус. и зап.-европ. театр.-декорац. иск-ва 20 в., Б. поднял
сценографию  на  уровень  важнейшего  компонента   спектакля.   Наиболее
употребит, принцип сценографии - сочетание живописного  панно  (принципы
декоративного  мышления  близки  иск-ву  модерн)   с   объёмно-пла-стич.
архитектурой и скульптурой; в последние годы испытал  воздействие  итал.
сценографов-перспективистов  18  в.  (Ф.  Бибби-ена  и  др.).  Гл.  темы
творчества - ориентальная, сказочно-фантастическая и особенно  античная.
Пользуясь непосредств. впечатлениями от  природы  и  иск-ва  Греции,  Б.
стилизовал античность как "счастливое детство" человечества. Изысканные,
неистощимые в своей  красочной  фантазии  костюмы  Б.  служат  выявлению
пластич. рисунка образа и неразрывно связаны с музыкой и общим  решением
спектакля - создал костюмы для разл. пост., в т.  ч.  "Сильвия"  (1901),
"Жар-птица" (1910, 1913,  1915),  "Ориенталии"  (1910),  "Пери"  (1911),
"Бабочки"
   (1912, 1914), "Легенда об Иосифе" (1914), а также по заказу  артистов
М. Ф. Кшесинской, Павловой,
   Т. П. Карсавиной, Рубинштейн, Нижинского, М. Казати.  Сцено-графия  и
костюмы Б. оказали большое воздействие на театр. художников,  модельеров
и дизайнеров 20  в.  Оставил  галерею  живописных  и  графич.  портретов
деятелей культуры, в т. ч. А. Н. Бенуа, К. А. Сомова,  Дягилева.  М.  А.
Балакирева, А. Я. Головина, Павловой, Мясина, Рубинштейн, А. Дункан,  Ж.
Кокто, В. Цукки, автопортреты. Был либреттистом ряда балетов. Преподавал
в школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906-10).
   Лит.: Пружан И. Н., Л. С. Бакст. [Л.], 1975; Борисовская  Н.  А..  Л.
Бакст. М., 1979; Голынсц С. В.. Л. С. Бакс*т, 1866-1924. Л.. 1981; Бенуа
А. Н.. Мои воспоминания, 2 изд.. кн. 1-5, M., 1990;
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-