|
исполнял декорации для спектаклей Русских сезонов. Оформил балеты, пост.
М. М. Фокиным:
"Подводное царство" на муз. из оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова
(1911, Русский балет Дягилева, Монте-Карло), "Исла-мей" (1912,
благотворит, спектакль в пользу Лит. фонда на сцене Мариинского т-ра) и
"Прелюды" (1913, труппа Анны Павловой, Берлин, обе пост. вошли в
репертуар Мариинского т-ра), "Семь дочерей горного короля" (1913, труппа
Анны Павловой, Берлин).
С 1917 жил в США, преподавал, оформлял преим. оперные спектакли в
т-рах Чикаго и Нью-Йорка.
Лит.: Пожарская M. H.. Рус. театр.-декорационное иск-во кон. XIX -
нач. XX в., М., 1970; Давыдова М. В., Очерки истории рус.
театр.-декорационного иск-ва XVIII - нач. XX в., М., 1974.
В. М. Паппе. "АННА КАРЕНИНА", балет в 3 актах (ли-рич. сцены по
одноим. роману Л. H. Толстого). Коми. Р. К. Щедрин, сцен. Б. А.
Львов-Анохин. 10.6.1972, Большой т-р, балетм. М. М. Плисецкая, H. И.
Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов. худ. В. Я. Левенталь, дир. Ю. И.
Симонов; Анна - Плисецкая, Вронский - М. Э. Лиепа, Каренин - H. Б.
Фадеечев, Станционный мужик - Ю. К. Владимиров, Кити - H. И. Сорокина,
Бетси - А. Г. Богуславская. В др. городах: Новосибирск (1973, балетм. те
же), Свердловск (1978, балетм. те же). Экранизирован в кино (1975).
E. Б. Калашникова.
АНСАМБЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА, гастрольный хореогр. коллектив при
Новгородской филармонии. Организован в 1947. Создатель и худ. рук. Р. И.
Гербек. В репертуаре: "Цыганы" на муз. оперы "Алеко" С. В. Рахманинова
(1949), "Лебединое озеро" (1952), "Бахчисарайский фонтан" (1953),
"Спящая красавица" (1954), "Жизель" (1955), "Голубой Дунай" на муз. И.
Штрауса (1957), "Барышня и хулиган" (1967), "Кармен-сюита" (1972),
"Шопе-ниана", "Пахита" (оба 1981), "Звёздный мальчик" на муз. оперы Р.
Штрауса (1985), "Тристан и Изольда" на муз. Р. Вагнера (1986), "Садко"
на муз. H. А. Рим-ского-Корсакова (1987). С 1979 худ. рук. В. В.
Тимофеев, с 1988- В. С. Корольков. В разное время в труппе работали:
артисты - С. В. Александров, Г. Е. Барокова, С. П. Егоров, В. И.
Московский, Э. Э. Обримбовская, О. В. Сахнов-ский, С. В. Толчанова, Л.
Ю. Ивановская (артистка и балетм.-репетитор), худ. О. Я. Аверьянов, Т.
Г. Бруни.
АНТОНОЛЙНИ (Antonolini) Фердинандо (2-я пол. 18 в., Венеция - 1824,
Петербург), итал. композитор, дирижёр. С 1796 придв. композитор, с 1797
директор итал. труппы, учитель пения в Петерб. театр. уч-ще. Написал
музыку к балетам "Камилла, или Подземелье" (1814) и "Марс и
Венера" (1815) - оба пост. в Петербурге балетм. И. И. Валь-берхом.
Сотрудничал с балетм. Ш. Дидло: "Молодая молочница, или Нисетта и Лука"
(1817), "Те-зей и Арианна, или Поражение Минотавра" (1817), "Калиф
Багдадский, или Приключение в молодости Гарун аль-Рашида" (1818),
"Семела, или Мщение Юноны" (1818, с К. А. Кавосом), "Морская победа, или
Освобождение пленных" (1819, совм. с др.), "Хензи и Тао, или Красавица и
чудовище" (1819), "Кора и Алон-зо, или Дева солнца" (1820), "Аль-цеста,
или Сошествие Геркулеса в ад" (1821).
Лит.: Гозенпуд А., Муз. т-р в России. От истоков до Глинки, Л.. 1959;
Соколова А. М., Балетный т-р, в кн.: История рус. музыки, т. 4. M..
19S6. В. П. Rap\nn. "АНЮТА", балет (по рассказу А. П. Чехова "Анна на
шее"). Комп. В. А. Гаврилин, сцен. А, А. Белинский. Телебалет. Первый
показ по ЦТ 1.5.1982, "Ленфильм", по заказу Гостелера-дио. Балетм. В. В.
Васильев, реж. Белинский и Васильев, оператор Г. С. Мараджян, худ. Б. С.
Маневич, дир. С. К. Горковенко; Анюта - Е. С. Максимова, Пётр Леонтьевич
- Васильев, Модест Алексеевич - Г. М. Абайдулов, Артынов - Д. И.
Марковский, Студент - М. Ф. Даукаев. 21.1.1986, Т-р "Сан Карло",
Неаполь. Балет в 2 актах. Сцен. Белинский и Васильев, балетм., худ. и
дир. те же; Анюта- Максимова, Пётр Леонтьевич - Васильев, Модест
Алексеевич - Абайдулов, Артынов - Ф. Д' Альберо, Студент - А. Д' Алоя.
31.5.1986, Большой т-р, сцен., балетм. и худ. те же, дир. А. А.
Лавренюк; Анюта - Максимова, Пётр Леонтьевич - Васильев, Модест
Алексеевич - М. Л. Цивин, Артынов - М. Л. Лавровский, Студент - В. В.
Анисимов. В д р. городах: Челябинск (1987, балетм. тот же). Пермь (1990,
балетм. тот же). Е. П. Белова. "АПОЛЛОН И ДАФНА", 1) балет в 3 (?)
актах. Комп. Филидор, сцен. и балетм. А. Сак-ко. 11.4.1759, Т-р близ
Летнего дворца, Петербург, антреприза Локателли; Дафна -Л. Сак-ко. 2)
Одноактный балет. Комп. И. Штарцер, сцен. и балетм. П. Гранже.
24.10.1764, Петербург, при возобн. оперы В. Манфредини "Карл Великий"; в
гл. ролях: г-жа Гранже и Ж. Фузи.
Г. H. Добровольская. "АПОЛЛОН МУСАГЕТ" ("Apollon Musagete"),
одноактный балет в 2 сценах. Комп. и сцен. И. Ф. Стравинский. 27.4.1928,
фестиваль камерной музыки, Библиотека конгресса, Вашингтон, балетм. А.
Р. Больм, худ. H. Ремизов, дир. X. Киндлер; Аполлон - Больм Терпсихора -
Р. Пейдж, Полигимния - Б. Холмс, Каллиопа - Э. Рейман. 12.6.1928,
Русский балет Дягилева, балетм. Дж. Баланчин, худ. А. Бошан, дир.
Стравинский; Аполлон - С. Лифарь, Терпсихора - А. Никитина (затем А. Д.
Данилова), Полигимния -Л. П. Чернышёва, Каллиопа - Ф. Л. Дубровская; шёл
в разных городах мира в исполнении ведущих балетных трупп. 26.1.1992
(под назв. "А п о л-л о н"), Мариинский т-р, балетм. Баланчин
|
|