|
"Большая российская энциклопедия"
РУССКИЙ БАЛЕТ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
В книге, которую раскрыл читатель, сделана попытка создания система-
тизированной картины такого значительного, снискавшего мировую извест-
ность художественного явления, как русский балет. Любители балетного ис-
кусства знают, что в 1981 в нашем издательстве вышла посвящённая мирово-
му балетному театру энциклопедия "Балет". Она послужила основой для нас-
тоящего издания, которое, однако, не является простым повторением "русс-
кого раздела" энциклопедии 1981. Как сможет убедиться читатель, в "Русс-
ком балете" многие статьи значительно переработаны и дополнены; впервые
публикуются статьи о ряде мастеров русского балета 18 в., о лицах и яв-
лениях, ставших заметными в 1980 - нач. 90-х гг., о балетных коллективах
и студиях 1920-30-х гг. Читатель впервые познакомится также со многими
именами и балетными труппами русского театрального зарубежья; статьи об
артистах и балетмейстерах заметно пополнены данными об их работе в кино
и на телевидении. В данном издании теоретический раздел представлен в
Словаре балетных терминов и понятий. "Алфавитной" части тома предшеству-
ет исторический очерк "О русском балете", дающий представление о пути
отечественного балета от его возникновения до начала 90-х гг.
В основную часть включено 1449 статей - о балетных труппах и студиях,
артистах, балетмейстерах, художниках, композиторах, сценаристах (в
данном издании, как правило, употребляются понятия сценарист, сценарий,
а не либреттист, либретто), педагогах, балетоведах и балетных критиках,
балетных спектаклях с их сценической историей, хореографических
училищах, учреждениях, специальных периодических изданиях. К основной
части примыкает Словарь балетных терминов и понятий, включающий 146
статей.
В конце книги помещены приложения и указатели, которые помогут
читателю ориентироваться в энциклопедии: список основных сокращений;
списки балетов, упоминаемых без фамилии композитора, партий, упоминаемых
без названия балета и фамилии композитора; сокращённых названий театров
и городов, сокращений в библиографических описаниях. Заключают
энциклопедию указатели: именной и балетных спектаклей. Научно-справочной
полноте издания способствует пристатейная библиография, носящая
рекомендательный характер.
Предложенное вниманию читателя издание называется "Русский балет".
Как явствует из названия, содержание энциклопедии посвящено балетному
театру, а не хореографии, не танцевальному искусству вообще. Другие
формы и явления танцевального искусства затрагиваются здесь лишь
постольку, поскольку они имеют отношение к балетному театру как высшему
виду хореографии.
Энциклопедия не претендует на исчерпывающую полноту. Небольшой объём
книги продиктовал необходимость тщательного отбора имён и явлений. Так,
в статьях об артистах скупо раскрывается их концертная деятельность,
работа в художественной самодеятельности, нет в книге статей,
рассматривающих балет в опере, оперетте, на эстраде, на льду, в
драматических спектаклях. Однако включены статьи "Балет в кино", "Балет
на телевидении", отражающие инобытие балета, как целостного
художественного явления, в смежных искусствах.
В статьях об артистах балета фамилии балетмейстеров и годы премьер
даются, как правило, только в случае первого исполнения артистом той или
иной роли. Отступления от этого правила сочтено необходимым сделать в
статьях о деятелях балетного театра 18 в., поскольку многие сведения о
них публикуются впервые, в статьях о некоторых деятелях 19 и нач. 20
вв., а также в статьях о крупнейших мастерах современности, творческий
путь которых представлен с возможной полнотой.
В послужных списках мастеров балета даётся то название театрального
коллектива, которое было в год зачисления в театр этого деятеля.
Определить же современное название театра (коллектива) читатель сможет
по отсылочной статье; в основной же статье об этом театре (коллективе)
будет представлена полная картина его переименований с указанием годов.
Названия театров в основном даются в сокращённом, а не полном виде
(например, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, а не
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И.
Немировича-Данченко).
Произведения, получившие широкую известность, приводятся без фамилии
композитора (например, "Лебединое озеро"). При упоминании наиболее
популярных балетных партий (например, Жизель, Одетта-Одиллия, Дезире,
Раймонда, Джульетта и т. п.) не указываются названия балетов, включающих
эти партии (см. Приложения). Менее известные балеты и партии даются с
полными данными. В статьях об артистах и художниках фамилии композиторов
при названиях балетов не указываются, читатель найдёт их в указателе
балетных спектаклей.
В статьях о балетных спектаклях приводятся даты постановок в русских
городах, а также в русских труппах, действовавших за рубежом,
указываются первые исполнители основных партий; если самое первое в
истории того или иного балетного спектакля представление состоялось не
|
|