|
движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня, по оценкам
экспертов, около 90% всех транспортных перемещений людей связано с
информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное
“надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на
рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки
производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и
сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного
аппарата. На рынке труда уже появилась совершенно новая категория рабочей
силы - электронные иммигранты, чья трудовая деятельность полностью
определяется наличием компьютеров с системой связи;
из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере
занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения;
в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет
несколько раз менять профессию;
повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям
человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема
безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи
способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее
будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости;
встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда,
готовность к этому представителей других социальных групп. Так, например,
компьютерный программист в США в среднем имеет около 40 тыс. $ в год (для
сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на
авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год) [8].
Возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого
информационным трудом. Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в
США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев (к 2000 году их будет 40
млн.) и распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов
инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования
работников вернуться к персонифицированному контролю, как “допускающему
диалог”, протесты против вторжения в “приватную область” трудовой жизни,
множатся призывы социологов доверять новым поколениям работников,
полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и
социального прогресса современного производства [9].
Проблема предотвращения формирования общества потребления.
Появление информации в качестве потребительских благ ведет к
качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель
жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества особо
важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а
организационно-информационные факторы - “порядки” [10]. Уровень и образ
жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса,
одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.
Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому,
что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия,
включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития
человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться
потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет
к деградации общества.
Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира [11].
Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности
преодолеть своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф.Хирш
определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не
абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими
членами общества. В экономике, где важно не потреблять, а потреблять больше
других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья
обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его
относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Неравенство
из средства стимулирования производителя превращается в самоцель.
Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть всеобщая
уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец
соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое
качество мотивации.
Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из
опорных элементов концепции постиндустриального общества И. Масуды,
некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная
теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа:
"материальные потребности - производство материальных благ - потребление -
удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные
потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности
в достижении - производство информации - действие по достижению цели -
удовлетворение - развитие информационной производительной силы -
потребности в достижении".
Конкуренция на мировом рынке заставляет американские корпорации все в
большей мере использовать именно японский опыт.
Для преодоления опасности возникновения общества потребления
необходимо:
систематически в масштабах государства необходимо производить поиск и
отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческой
работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направление
должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический
|
|